понедельник, 31 октября 2011 г.

В Кремле признали неудачным эксперимент с ведомством А.Фурсенко



В Кремле признали неудачным эксперимент с ведомством А.Фурсенко
В Кремле фактически признали неудачным эксперимент с объединением сферы образования и науки под одной крышей. Уже после смены правительства Минобрнауки будет разделено.
В 2004г. предполагалось выстроить четкую цепочку обмена знаниями от академика до младенца. Как сообщает издание "Московские новости", именно под эту задумку подбиралась и кандидатура министра – Андрея Фурсенко. Однако теперь эксперимент решено закрыть, а заодно и устранить одного из самых непопулярных министров.
В ходе реформы появятся два ведомства. Одно будет определять политику в отношении детских садов и школ, второе - курировать среднее специальное (колледжи) и высшее (вузы) образование, а также отвечать за реализацию госполитики в области науки.
Сообщается, что разделить "структурного монстра" Минобрнауки предполагалось еще в январе, однако идея Аркадия Дворковича поддержана не была.
В то же время эксперты отмечают нелогичность раздела Минобрнауки параллельно с принятием новой версии базового закона "Об образовании", который писался под объединенное ведомство. В самом министерстве в этом проблемы не видят. Закон - это юридический документ, нормы права не ориентируются на административное устройство и не закрепляют сиюминутные вещи, поясняют чиновники.
Что касается самого А.Фурсенко, то он с большой вероятностью не получит пост ни в одном из двух министерств.
31 октября 2011 г.

суббота, 29 октября 2011 г.

Изменения КИМ ГИА для выпускников 2012


Изменения структуры, содержания и системы оценивания экзаменационных работ ГИА 2012, по сравнению с прошлым годом.
1) в раздел 1 (задания по аудированию)
• добавлено одно задание с кратким ответом (на установление соответствий), проверяющее умение понимать общее содержание прослушанного текста (задание В1, уровень 1);
• уменьшены объемы высказываний (текстов для аудирования) в задании В2 (уровень 2);
• увеличено до 6 количество заданий на понимание запрашиваемой информации: четыре задания на понимание информации, которая представлена эксплицитно (уровень 1), и два задания на понимание информации, которая представлена имплицитно (уровень2); объем предъявляемого аудитивного текста не изменился (задания А1-А6).
В экзаменационной работе 2012 г. в разделе 1 (задания по аудированию) количество заданий увеличено до 8;
2) в раздел 2 (задания по чтению)
• увеличено до 7 количество текстов в задании В3 (на проверку умения понимать общее содержание прочитанного текста - уровень 1); общий объем текстов для чтения в задании не изменился;
• увеличено до 8 количество заданий на понимание запрашиваемой информации: одно задание на понимание информации, которая представлена эксплицитно (уровень 1), и семь заданий на понимание информации, которая представлена имплицитно (задания А7-А14, уровень2); объем предъявляемого текста для чтения соответствует объему, определенному нормативными документами.
В экзаменационной работе 2012 г. в разделе 2 (задания по чтению) общее количество заданий по чтению увеличено до 9;
3) в раздел 3 (задания по грамматике и лексике)
• увеличено количество заданий с кратким ответом до 15;
• предусмотрены задания различного уровня сложности на проверку грамматических и лексико-грамматических навыков: 10 заданий уровня 1 и 5 заданий уровня 2 (задания В4-18).
4) в раздел 4 (задание по письменной речи)
• увеличен объем личного письма до 100–120 слов;
• предусмотрены иные критерии оценивания устной речи: максимальное количество баллов за личное письмо – 10.
5) в раздел 5 (задания по говорению) увеличено количество дополнительных вопросов, предлагаемых экзаменуемому после монологического высказывания. В экзаменационной работе 2012 г. экзаменуемый должен ответить на два вопроса без предварительной подготовки;
• предложен иной вид диалога – комбинированный диалог, умение вести который должен продемонстрировать экзаменуемый;
• предусмотрены иные критерии оценивания устной речи: максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 6, за диалог – 9

среда, 26 октября 2011 г.

С чем Вы столкнетесь при сдаче ЕГЭ





В начале нового учебного года «Специалист» провел опрос среди учителей ведущих московских школ, чтобы выяснить, с какими трудностями сталкиваются выпускники при сдаче единого государственного экзамена и как избежать этих сложностей. Результаты опроса – перед Вами.
Математика
При подготовке к ЕГЭ по математике следует особое внимание обратить на оформление ответа. К примеру, уровень Б требует записи ответа в форме десятичной дроби, а если у ребят получается 1, 2/5, машина этот ответ не принимает, хотя пример и решен верно. 
При выполнении этого уровня внимательный ученик может сделать еще один вывод – если в ответе у него получился, к примеру, квадратный корень из семи, то решение явно неверно,  потому что в уровне Б в виде ответа может быть либо целое, либо десятичное число. Корня из семи быть не может.
При подготовке к экзамену по математике значительную помощь оказывают КИМы – контрольно-измерительные материалы по результатам прошлых испытаний.
Те 4 часа, которые отведены на экзамен – это очень мало для выполнения предоставляемых заданий. Поэтому навыки, которые нужно освоить школьнику – самоконтроль,  умение организовывать свое время.
Информатика
Готовясь к ЕГЭ по информатике, особое внимание следует уделить повторению пройденного в 10-11 классах, там есть все практические задания. Вы вполне справитесь с ними, если развито логическое мышление.  Особое внимание следует обратить на тему  «Логика, представление и кодирование информации различных видов в компьютере».  Задания первой и второй части в основном не на информатику как таковую, а на логику.  Случается, что экзаменующиеся путаются в кодировках. Многие даже не доходят до части С, считающейся самой сложной.
Физика
Из-за ограниченного времени на ЕГЭ, психологического дискомфорта условия задач учениками прочитываются бегло, а поэтому зачастую понимаются неправильно. 
Случается и так, что результаты верно решённой задачи выпускник записывает с нарушением правил заполнения бланков ответов, а результаты при проверке компьютером не засчитываются.
Задача физически решена верно, но произведён неверный математический подсчёт.
Всем известно, что задания типа С ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Эти задания многие ученики заранее считают сложными и даже не пытаются приступать к их решению.
Многие выпускники уже испытывают усталость после решения заданий блока А и В, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях блока С.
Русский язык
Больше всего сложностей в части А допускается в заданиях по фонетике, в задании на построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, на знание грамматической основы предложения. Всего 30% экзаменующихся справляются с заданиями на словообразование. Трудность в том, что все эти темы проходят в 5-6 классах.  А ЕГЭ – в 11. Если в 5 классе на русский и литературу выделяется 8 часов в неделю, то в 11 на повторение – только 1 час в неделю. 
В подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе самое сложное  – часть С – эссе. Далеко не все умеют выражать свои мысли одновременно грамотно, логично и лаконично. Для этого надо много читать.
Практическую грамотность тоже лучше всего отрабатывать путем знакомства с хорошей литературой. Из книги, которую читаешь в настоящее время, каждый вечер выписываешь по одному предложению и сам себе объясняешь написание каждой буквы, каждого знака препинания. Если что-то непонятно, ставишь на полях вопросительный знак, чтобы потом выяснить это у преподавателя.
И еще одно – при первом прочтении вопроса сразу определяйте, какие именно формулировки вызывают у Вас затруднения. Ведь часто на экзамене неверно отвечают на вопрос просто потому, что неверно его поняли.
Химия
Одна из сложностей подготовки к ЕГЭ по химии – в том, что с ним зачастую не справляются те ученики, которые знают химию очень хорошо. К примеру – школьники из лицейских классов, отвечая на вопросы, начинают «копать глубже» и искать подводные камни там, где их нет.
Что касается сложностей в оформлении экзамена, то они могут возникнуть в части С   – если полученный ответ сокращен не верно. Например, не до десятичной дроби, как сказано в задании. К сожалению даже верный ответ в этом случае будет сочтен ошибочным. Или если ответ записан «через клетку», а не заполняя все клетки, как требуется.
География
Чтобы сдать экзамен по географии надо просто очень хотеть его сдать. Как  правило, сложности возникают при работе с географическими картоми, а также – со статистическими материалами.  Что здесь можно посоветовать? Больше работать со статистикой и справочной литературой, анализировать полученные данные, запоминая то, что необходимо запомнить. В нашем предмете хорошая память – необходима.  Поэтому очень полезно развивать память, выполнять мнемонические упражнения. 
Обществознание
Обществознание обычно вызывает больше сложностей, чем история. Это междисциплинарный экзамен, требующий знаний из юриспруденции, экономики, социологии и даже философии. Далеко не все разделы обществознания даются абитуриентам одинаково легко. Как правило, заставляют задумываться «непрофильные» темы, к примеру, если Вы собираетесь на юридический, то могут возникнуть трудности с вопросами из социологии, философии и экономики. Многие абитуриенты и преподаватели отмечают, что особенно сложной оказывается именно третья часть, требующая последовательной работы над текстом общественно-политического содержания.
Биология
Такой предмет как биология требует системтической работы. Если ученик в течение всего курса – с 6 по 11 класс хорошо занимался – сложностей во время ЕГЭ у него не возникнет – ни по одному из вопросов. Если же в одном из классов (либо вообще в течение пяти лет) ученик бездельничал – это означает возможный «завал» по любой теме. Так что если школьник пропустил какую-либо тему – с ним требуется дополнительно по ней работать, «нащупывая» вероятные пробелы.
История
Прежде всего, такой гуманитарный предмет как история очень трудно вместить в структурированные рамки теста.  Ведь его главная особенность – необыкновенно большой объем.
В этом основная трудность ЕГЭ по истории – во время устного экзамена ребенок мог бы раскрыть свои знания, продемонстрировать умение анализировать, сравнивать, а здесь от него требуется только знание имен и дат.
Из-за обыкновенного волнения даты и имена можно просто забыть – даже тем, кто очень хорошо знает историю.
Английский язык
Главная трудность в изучении языка – восприятие речи на слух, аудирование. Слышать чужой язык доступно далеко не всем. Особенно, если у тебя имеются дефекты речи, на первый взгляд неуловимые. Тот, кто сам не может произнести определенный звук, зачастую не может его услышать и в речи другого человека. Работать над развитием этого навыка можно только путем многократного повторения лингафонных упражнений.
И еще. Работа по зачетным «топикам», безусловно, важна. Но даже четко «отбарабанив» топик, Вы получите вопросы, которые начинаются с «When», «Why» и «How many».
А вообще – языковые сложности они у каждого разные. И общим советом здесь будет – читать книги «в оригинале», смотреть фильмы и слушать музыку. И при возможности – выезжать за границу, чтобы побыть в среде изучаемого языка. 


понедельник, 24 октября 2011 г.

Любовь к предмету



ЛЮБОВЬ К ПРЕДМЕТУ
ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА ВРЕМЕНИ,
КОТОРОЕ ОСТАЛОСЬ ДО КОНЦА ЧЕТВЕРТИ...

А.А. Худобец

четверг, 20 октября 2011 г.

Все к телефону!


Москва, ул.Тверская, д.11тел. +7 (495) 629-53-27    press@mon.gov.ru


В Минобрнауки России начала работу "горячая линия" по вопросам повышения заработной платы учителей
       В Министерстве образования и науки Российской Федерации начала работу "горячая линия" по вопросам повышения заработной платы учителей в рамках реализации поручения Председателя Правительства России Владимира Путина о доведении средней заработной платы учителей до значения средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации.

       "Горячая линия" работает с 9:00 до 18:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Телефон "горячей линии": +7 (499) 152-67-61. Субъектам Российской Федерации также рекомендовано создать аналогичные "горячие линии". Совместная работа федеральной и региональных "горячих линий" призвана обеспечить информационную поддержку учителей по вопросам повышения заработной платы.

       Кроме того, информация о ходе реализации проекта должна размещаться на информационных стендах образовательных учреждений, на официальных сайтах школ, муниципалитетов и региональных органов управления образованием. 

ВАЖНО!!!



По данным минобрнауки, педагоги в 50 регионах стали получать в среднем на 10 - 15% больше, чем прежде.

Финансирование школ заметно увеличилось, и деньги теперь приходят не в виде сметы, где расписано все вплоть до покупки мела, а субсидией. Как ею распорядиться и на что потратить в первую очередь, решает сама школа.
Из чего состоит зарплата

Если раньше учителя получали оклад, зависевший от нагрузки, категории и стажа, то сейчас в зарплате можно учесть и другие показатели - число учеников, успеваемость в классе, состояние кабинета и даже добрые отношения с родителями.

Регионам предложили несколько вариантов соотношения базовой и стимулирующей части, из которых теперь будет состоять зарплата. В Ивановской области, например, решили, что в городских школах на базовую часть должно приходиться 70%, а на стимулирующую - 30, в сельских школах пропорция другая - 60 к 40. Московская область придерживается соотношения 80 к 20.

Чем меньше размер базового оклада, тем выше конкуренция, но в школах к этому экономическому посылу относятся пока осторожно, хотя по нынешнему законодательству никакое новшество не может уменьшить зарплату учителей.
Кто решает, кому и какую премию дать

Сама школа по согласованию с местным органом управления образования и с учетом мнения профсоюзной организации.
Кто и сколько теперь получает

Конечно, не во всех регионах зарплата выросла одинаково, и понятно почему. Размер фонда оплаты труда зависит от числа учащихся. В Москве, допустим, один ученик обычной школы стоит 120 тысяч рублей, в Московской области - 28 тысяч рублей, а в Ивановской - около 20. И тем не менее многие учителя почувствовали прибавку. Во Владимирской области средняя зарплата педагогов составила 14, 5 тысячи рублей, в Астраханской - 13 400 рублей, в Ивановской - 11 500 рублей. В Москве в большинстве школ зарплата повысилась на 8 - 10%, есть и такие, где она выросла на 15 и даже на 30%.
Что ждет уборщицу и логопеда?

По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, сейчас в школах работают примерно 60% учителей и 40% сотрудников других специальностей. Директора больше всего опасались, что придется сокращать психологов, логопедов и других работников.. Но сейчас многие уже поняли, что в хорошей, успешной школе нужны не только учителя, без других специалистов не обойтись. Во Владимирской области, например, увеличили зарплату не только педагогам, но и медицинским работникам, которые трудятся в школах.

Заработок учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала тоже будет состоять из базовой и стимулирующей частей. В рекомендациях минобрнауки подробно расписано, за что полагается премия социальному психологу, библиотекарю, уборщице, водителю. Более того, во многих школах думают о том, чтобы пригласить на работу финансиста...

Чтобы обучать директоров новой бухгалтерии, ведущие вузы, такие, например, как ВШЭ, Финансовый университет, открыли магистратуры для руководящих работников образования. И первые слушатели из учительской среды уже сидят после работы на лекциях.

Школы, как известно, находятся в ведении муниципалитетов и напрямую отправить им средства нельзя. Потому все регионы получили из федерального бюджета 20 млрд рублей на те школьные нужды, которые прежде оплачивал местный бюджет. А средства из местного бюджета в виде субвенций, которые даются на определенный срок и цели, пойдут на повышение зарплаты. В ближайшие два года российские школы получат еще 120 млрд рублей.
конкретно

Рекомендованное соотношение оклада и премии (%):

- 80 на 20, 70 на 30, 60 на 40.

Что учтут при распределении премий?
Учебные успехи учеников;
подготовку призеров олимпиад, конкурсов, конференций;
работу учителя как классного руководителя: профилактика правонарушений, снижение учениками числа прогулов и другое.

Как рассчитать оклад учителя?

O = С х У х Ч х К х А + Д

где: О - оклад; С - стоимость ученико-часа; У - количество учеников ; Ч - количество часов по предмету в месяц ; К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета; А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога; Д - неаудиторная нагрузка.
прямая речь

Мария Ильина, директор школы N 588, Москва:

- Стимулирующая надбавка зависит от эффективности труда учителя. Каждая школа самостоятельно определяет, что входит в это понятие. У нас определены более десяти критериев, а работа каждого учителя оценивается в баллах, которые переводятся в рубли.

Нам выделяются дополнительные бюджетные средства, если мы показываем качественные изменения. Чтобы понять, сколько именно заплатить каждому педагогу, вычисляем стоимость одного балла. Допустим, на стимулирующие выплаты в школе есть 1 000 000 рублей. Учителя в совокупности набрали 800 баллов. Получается, цена каждого балла 1250 рублей. Смотрим, если учитель набрал 10 баллов, то получает к базовой части еще 12 500 рублей. В целом, судя по первым итогам, средняя зарплата учителей реально выросла.

Анатолий Каспаржак, профессор Института развития образования ВШЭ:

- Меня беспокоит механизм распределения стимулирующих надбавок, само наличие которых я горячо поддерживаю. Боюсь, надбавка будет распределяться так, чтобы все были довольны и никто не ушел.
хорошая новость

Госдума приняла поправки к закону, которые отвечают на вопрос: как теперь будет идти запись в школу. Приоритетное право получат дети. проживающие поблизости от школы. Местные власти должны сами определить территории, за которыми будут закреплены школы. Ожидается, что поправки вступят в силу с 1 января 2012 года.

вторник, 18 октября 2011 г.

Ректор МГИМО: Российских школьников учат все хуже и хуже

И нет нам оправдания - против фактов не попрешь!


сегодня в 14:54

Ректор МГИМО: Российских школьников учат все хуже и хуже

Маша Ханян
 
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов заявил, что современные российские школьники становятся все слабее и слабее подготовленными.
  Говоря о способах повышения уровня  подготовки молодых специалистов,  Торкунов отметил, что нужно уделить внимание школьному образованию. «Одна из основных проблем — очень слабая довузовская подготовка школьников, которые приходят к нам. Я могу сравнивать, поскольку в вузе работаю достаточно давно, и мне как преподавателю очень заметно, что уровень понизился», — сказал ректор МГИМО.

  Он также добавил, что выпускники школ сейчас «и меньше читают, и меньше знают», у многих плохо с русским языком и  математикой. «Приходится вузу тратить много времени, чтобы просто доучить то, что должна была дать школа», —  резюмировал Торкунов.

  Кроме того, он призвал не называть МГИМО элитным вузом. "Я не очень люблю это слово. Пусть лучше говорят, что это хороший, а не элитарный вуз. Потому что элитарность предполагает, что какие-то особые там учатся люди, представители каких-то элитных слоев", —  сказал Торкунов.


По материалам rbc.ru

понедельник, 17 октября 2011 г.

Директорам школ разрешат самим распределять деньги и выбирать учебные программы



Не успели мы толком «переварить» ЕГЭ, как наше образование настигли новые реформы
С этого учебного года школам предоставлена полная свобода и в выборе того, как и чему учить детей, и в распоряжении деньгами. Зачем? 
«АиФ» спросил у Ирины Абанкиной, директора Института развития образования Высшей школы экономики.

«АиФ»: - Ирина Всеволодовна, а чем плохо спускать сверху учебные программы, смету расходов?

И.А.: - Исследования показали: лучшее образование дают школы, которые сами выбирают учебные программы, подбирают кадры, распоряжаются финансами. По результатам международной программы оценки учащихся 15-летнего возраста PISA (Program International Student Assessment) ещё в 2000 г. на 1-е место неожиданно вышли школьники из Финляндии, Австралии и Южной Кореи. Последние до сих пор в лидерах. Высоких позиций они достигли не повышением расходов на образование, а за счёт передачи всех рычагов управления самой школе. Ей виднее, как организовать учёбу, чтобы полнее раскрыть способности детей. Польша, Чехия, Эстония, Латвия, имевшие похожие на нашу системы образования, прислушались к советам экспертов и резко вырвались вперёд. У Тайваня, Сингапура, Китая необыкновенные темпы в достижениях школьников. Россия топчется в третьем десятке стран, где образованность ниже среднего. Поэтому отныне деньги будут передаваться школе одной строкой. Дело директора - правильно ими распорядиться.

«АиФ»: - Большинство директоров школ - дамы пенсионного возраста. Под силу ли им реформы?

И.А.: - Из-за того, что некоторые директора не могут освоить новые технологии, наши школьники всё время отстают от азиатских и европейских. Сейчас ведутся большие проекты по переподготовке директоров школ и привлечению молодых кадров.

«АиФ»: - А что даёт выбор программ обучения, каникул?

И.А.: - Молодые поколения выпускников сейчас серьёзно меняют сферу деятельности уже через 3-5 лет. Важно научить детей выбирать дисциплины, обосновывая свой выбор. А в выборе времени каникул, 5-дневки или 6-дневки школа должна учитывать мнение управляющего совета школы, родителей.

«АиФ»: - Власти обещали, что поднимут зарплату всем учителям. На деле вышло - не всем.
И.А.: - Центр уже передал деньги в регионы на закупку учебников, оборудования, повышение квалификации кадров. В ответ на это регионы внесли в бюджеты дополнительные деньги на повышение зарплаты учителям - не директорам или вспомогательному персоналу! - на 30% или до средней по региону. Дальше деньги должны были отдать в муниципалитеты и распределить по школам. Поскольку местные власти не успели письменно предупредить каждого учителя, как требует закон, об изменении условий оплаты труда, то понять, что реализовано из посланий президента и премьера, учителя смогут к середине октября.
Другое мнение

Есть ли минусы в предоставлении школам полной свободы? Мы задали этот вопрос независимому эксперту в сфере образования и социальной политики Кириллу МИТРОФАНОВУ, руководителю Центра независимой оценки качества образования ФИРО:
- Не все готовы к кардинальным изменениям. Образный пример - отмена крепостного права в 1861 г. Тот процесс проходил сложно. Карамзин замечательно на эту тему сказал: «Дай свободу русскому мужику - он или в кабак пойдёт, или на большую дорогу». Часть директоров школ, получив всю полноту власти, будут, безусловно, исходить из интересов нужности и полезности. Но найдутся и такие, которые будут руководствоваться другими целями. Один из главных рисков - не совсем чистая работа с финансами. В российской действительности это неизбежно. Юридическая грамотность населения оставляет желать лучшего. А наша судебная система ориентирована на то, чтобы изловить, а не предупредить.

суббота, 15 октября 2011 г.

Неординарная задача по математике


Пользователи Интернета обсуждают в своих блогах условия задачи по математике из учебника 5 класса про госавтоинспектора на мотоцикле, который, возмущенный игнорированием ПДД, так разогнался, что не заметил, как проехал мимо нарушителя.

Необычная задача для детей 11-12 лет появилась на нескольких развлекательных веб-ресурсах после того, как удивленный родитель ученицы одной из столичных школ опубликовал в социальной сети фотографию страницы учебника.

"Проезжая мимо поста ДПС ГИБДД со скоростью 105 км/ч, владелец автомобиля "Ока" не остановился по сигналу сотрудника инспекции. Уже через 2 минуты после этого возмущенный инспектор мчался за ним на мотоцикле марки BMW, но, развив скорость около 210 км/ч, не заметил, как обогнал нарушителя"

, - говорится в учебнике.

В условиях задачи говорится, что госавтоинспектор обогнал нарушителя, за которым гнался, но осознал это только через 10 минут. Поняв свою ошибку, сотрудник ДПС развернулся, и, снизив скорость до 15 км/ч, поехал навстречу лихому водителю.

"Через какое время после разворота инспектор повстречает "Оку"?"
 , - ставят задачу авторы учебника.

Мнение блогеров по поводу задачи разделилось. Одни считают, что она формирует у детей негативный образ полицейских, другие надеются, что учебник заменят в ходе реформы образования, а третьи пытаются ее решить.

"Действительно, не смешно как-то оттого, что детям в 5-м классе сотрудников полиции за тугодумов выставляют. Вряд ли это формирует положительный образ стражей порядка", - пишет блогер Василий.

Интернет-пользователь Георгий гордо отчитался о ее решении: "Через семь минут. Хотя не факт, что такой "сообразительный" инспектор вообще повстречает "Оку", учитывая то, что он "осознал" только через 35 км".

Еще один участник социальной сети посчитал, что школьники должны определить "сколько денег водитель "Оки" отдаст инспектору ДПС".

Блогерша Надежда выразила надежду, что "от таких учебников избавятся те, кто сейчас реформируют нынешнюю систему образования".

Перед оглавлением учебника по математике для учащихся 5 классов И.Зубаревой и А.Мордкович издательства "Мнемозина", который оказался в распоряжении "Интерфакса", говорится, что на него получены положительные заключения Российской академии наук (N 10106-5215/9 от 31.10.2007) и Российской академии образования (N 01-660/5/7д от 29.10.2007).

"Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации", - говорится на обратной стороне обложки. 

вторник, 11 октября 2011 г.

Наша школа пахнет ладаном, а в учительской - печаль. Ничего теперь не надо нам. Никого теперь не жаль


Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда: Наша школа пахнет ладаном, а в учительской - печаль. Ничего теперь не надо нам. Никого теперь не жаль

Недавно мне (как и многим другим) прислала поздравление с праздником Тина Канделаки (член Общественной палаты), за что ей искренняя признательность. Отменный текст, без праздничных банальностей. Были там и такие слова: «Мы сегодня много говорим о том, что от нас ничего не зависит, что в стране все предопределено на долгие годы, и нам только и осталось плыть по течению. Никогда не соглашусь с этим тезисом. Уинстону Черчиллю принадлежит самое четкое определение того, какой силой обладает педагог: «Школьные учителя обладают властью...Евгений Вирячев

 
... о которой премьер-министры могут только мечтать». Сил вам и понимания!
Вот к этой последней фразе я и прицепился. За пожелание силы спасибо, но к пониманию можно подойти только путём размышления.
Действительно, ли у нас, школьных работников, власти больше, чем у президентов?
Допустим. Но, при условии единой объединяющей силы. Что же это может быть? Гордость за страну? Ответственность за будущее поколение? Осознание своей избранности? А, может, общая обида? Но даже она разделена региональными различиями.
И так я задумался, - что же нас объединяет? - что ушёл совсем в другую сторону.
Вот, например, у кого самый стойкий иммунитет в животном мире? У тараканов! Потому что их травят веками, а они, благодаря этому, только совершенствуются. Сейчас, правда, притаились, но говорят, скоро вернутся в наши дома.
Современный педагог прожил последние 20 лет в стране, где его называли «честью и совестью» (как минимум, раз в год, в начале октября), но держали за лузера. Учителя давно перестали бастовать и доказывать властям свою нужность. Они приспособились. Как тараканы. Живут, как могут. Радуются, как умеют. Кручинятся, как позволят. Умирают, как придётся. На выборы не ходят. Возможно, осознали: на данный момент российской истории они такие и нужны.
Мы устраиваем систему.
Писатель Дмитрий Быков на форуме «Умная школа» выдал: «Учитель настолько хорош, насколько он выпадает из системы». Я думаю, министра образования такая трактовка не устроила бы. А министра обороны? Хороши будут солдаты, которые не хотят стоять в едином строю! В Единой стране.
Маленькая фантазия. Представим себе разговор министра образования с президентом какой-то, не имеет значения - какой, страны:
- … Может, подкинем деньжат шкрабам? Резервы позволяют.
- А смысл, господин президент? Они и так работают. Метлой не выгонишь!
- Но молодёжь в отрасль не идёт.
- Когда наступит реальный дефицит кадров, приподнимем денежный престиж. Зачем торопиться? Нынешних надо использовать с максимальной продуктивностью – старорежимная закваска! – не подведут.
- А момент не упустим?
- Я держу руку на пульсе, господин президент.
- Ну ладно, пожалуй, я с вами соглашусь. Я ведь тоже когда-то работал преподавателем, и получал семь долларов в месяц.
- Господин президент, вы своим примером вдохновляете истинную интеллигенцию!
- Но всё-таки накиньте процентов на тридцать. Неудобно, знаете ли.
- Передам регионам. Завтра с утра отрапортуют выполнение.
- С утра?
- Понял. Ночью отрапортуют….
Возможно, моя фантазия не точна. Но какой спрос с таракана, который мечтает лишь о хлебных мякишах, не напичканных отравой?
Ведь объединяет нас подозрительность к «подаркам» и невосприимчивость к призывам.
Мы давно не восторженные мечтатели. Другие времена, другие гимны. Перефразируя поэта:
Наша школа пахнет ладаном,
А в учительской – печаль.
Ничего теперь не надо нам.
Никого теперь не жаль.
 В общем, желайте учителям здоровья и молодости, сил и терпенья, но не просите понимания ….

четверг, 6 октября 2011 г.

Фурсенко: не все классические произведения можно изучать





    Министр образования и науки РФ сообщил, что классические романы, изучаемые в школьной программе, нужно пересмотреть, обращая внимания при проверке на отношение к педофилии.
  По словам Фурсенко, классические произведения можно трактовать по-разному, поэтому необходимо различать отношение к преподаванию в школе и отношение к всеобщему запрету на чтение. Так существуют фильмы, которые не рекомендуются к просмотру лицам, не достигшим 18 лет, однако такие фильмы не запрещены для остальных людей. Так стоит поступить и с некоторыми произведениями классики, изучаемыми в школе.
 
   Министр подчеркнул, что во время одной из поездок учителя начальной школы обоснованно рекомендовали начать изучение творчества Николя Гоголя не с повести «Вий», а с другого произведения. Так в некоторых классических произведениях есть вещи, которые Минобрнауки не одобряет, однако такие работы не запрещены для всеобщего чтения, но не рекомендуются для прочтения школьниками.

вторник, 4 октября 2011 г.

День грамотности




В мире насчитывается 793 млн. неграмотных взрослых

В соответствии с данными Статистического института ЮНЕСКО, в мире насчитывается 793 млн неграмотных взрослых, в основном девушек и женщин. 67 млн детей школьного возраста не охвачены даже начальным образованием, 72 млн подростков в возрасте, соответствующем первой ступени среднего образования, также не имеют возможности реализовать своё право на образование. Эти данные были опубликованы накануне Международного дня грамотности, отмечаемого 8 сентября.

В 11 странах более 50 % взрослых неграмотны. Среди этих стран – Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гаити, Мали, Нигер, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад и Эфиопия. В Южной Азии проживает более половины (51,8 %) неграмотных взрослых всего мира. Далее следуют страны Африки к югу от Сахары (21,4 %), Восточная Азия и страны Тихоокеанского региона (12,8 %), арабские страны (7,6 %), страны Латинской Америки и Карибского бассейна (4,6 %), Северной Америки, Европы и Центральной Азии (2 %). Число неграмотных взрослых в девяти наиболее населенных странах мира составляет более 2/3, а число детей, не посещающих школу, – более половины соответственно от общего числа неграмотных взрослых и детей, не посещающих школу, в целом по миру. В их списке: Бангладеш, Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Нигерия и Пакистан.

(Грамотность // Независимая газета. – 2011. – 13 сентября. – С. 8)