четверг, 8 мая 2014 г.

Стыдитесь, учителя.....

Учителя стыдят со всех сторон. "Это же дети! Не всё же меряется деньгами!" Конечно, не всё. Но все вокруг почему-то всё считают и переводят на деньги. Так что: учителю стыдно брать деньги за образовательные услуги? Или нет?
Любопытно, что нашего учителя всегда можно попросить поработать бесплатно:
  • провести лишний урок или дополнительное занятие;
  • позаниматься с ребёнком после болезни;
  • прийти в воскресный день на олимпиаду на 5-6 часов;
  • вести детей на экскурсию после уроков или поехать с ними на турбазу на несколько дней;
  • принимать пересдачи у учащихся после уроков, переписывать с ними контрольную работу;
  • заниматься ремонтом школьного кабинета, вообще не считаясь с затратами личного времени
  • Попытаемся представить аналогичную ситуацию с другими профессиями
    Итак, обратимся с просьбой о бесплатной работе к представителям других профессий:
    • К таксисту: Пожалуйста, подвезите меня бесплатно, всего лишь две остановки. Ну, пожалуйста! Это же так недалеко!
    • К слесарю: Поставьте мне, пожалуйста, другой кран на кухне. Пусть даже не очень новый, но чтоб бесплатно. Один кран — это же такая мелочь!
    • К продавцу: Пожалуйста, дайте мне 200 г конфет. Бесплатно! Ведь всего то 200 г. Это же не много!
    • К аптекарю: Пожалуйста, дайте мне таблетки от головной боли. Всего лишь одну упаковку, но бесплатно. У меня очень сильно голова болит.
    • К маляру: Побелите мне, пожалуйста, потолок на кухне бесплатно. Мне только на кухне. Ну что вам трудно, что ли одну лишь кухню?!
    • К работнику жилищно-коммунальной службы: Не выписывайте мне, пожалуйста, квитанцию за этот месяц. Позвольте мне не платить квартплату за один месяц. Только за один — я очень вас прошу.
    • К работнику бензоколонки: Мне, будьте добры, пять литров бензина. Только пять, но бесплатно. Всего лишь пять литров. Ну что, вам жалко, что ли?
    • К врачу-стоматологу: Мне, будьте добры, поставьте маленькую пломбочку. Бесплатно — это же сущий пустяк.
    • К телефонисту на переговорном пункте: Соедините меня, пожалуйста, с Москвой. Я буду говорить три минуты. Но, бесплатно! Всего лишь три минуты, прошу вас!
    • К туроператору туристической фирмы: Будьте добры, мне самую простую обычную поездку, можно самую короткую и не надо заграницу. Но, условие — только бесплатно
    • Учителю, кстати, никто и «пожалуйста» не говорит. Просто все требуют или, в лучшем случае, просят, а иногда стыдят, взывая к совести
      Вы когда-нибудь играли в бильярд? Объясняю детали: в любом кафе или баре за игру в бильярд идёт почасовая оплата. Играешь столько, за сколько заплатил. Но в воскресные и праздничные дни плата удваивается, и надо платить за каждый час игры в два раза больше. С учителем общество играет в разные игры, но плата не удваивается никогда. Нам учитель сегодня стоит гораздо дешевле игры в бильярд. В бильярд бесплатно играть не позволительно. С учителем бесплатно играть можно, причём в любые игры.
      Хотя лично я как учитель английского языка категорически против того, чтобы брать с учащихся и их родителей деньги за образовательные услуги. Я бы предпочла, чтобы эти деньги мне платило государство. Тогда бы я ни при каких обстоятельствах не попадала бы в зависимость от родительской оплаты моего труда. Конечно, учителю неприятно и некомфортно брать деньги с родителей. А не стыдно ли нашему государству  так финансировать детство, как это делается сейчас? Просто стыдно и всё! У нас всех тайно и незаметно отобрали бесплатное образование и подсунули платное и очень дорогое, не объявляя об этом официально и не давая никаких публичных разъяснений по этому поводу.
      • Просто реплика: «Учителю стыдно брать деньги за образовательные услуги. Ведь это же – дети! Не всё же меряется деньгами!»
      • Просто ответ: «Государству стыдно не финансировать детство. Ведь это же — дети! Это — будущее страны!»
    • По материалам книги: Алина Бикеева «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель»..


пятница, 11 апреля 2014 г.

Основные цели Минобрнауки РФ


 Минобрнауки РФ опубликовало материал, в котором перечисляются основные цели на текущий год.
 В их число, в частности, входит совершенствование профессионального уровня педагогов, соответствие общего образования ожиданиям учащихся и их семей, поддержка работающих матерей путем сокращения очередей в детских садах, рост международной конкурентоспособности и еще шесть пунктов.
Материал в виде инфографики опубликован на официальном сайте Минобрнауки. Основные цели в нем перечислены в следующем порядке.
  1. Совершенствование профессионального уровня педагогов;
  2. Соответствие общего образования ожиданиям учащихся и их семей:
  • Повышение охвата федеральными государственными образовательными стандартами не менее 44% учащихся;
  • Повышение уровня соответствия сельских школ санитарно-гигиеническим требованиям до 80% от общего количества;
  • Повышение численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей до 19%. 

  • 3. Поддержка работающих матерей путем сокращения очередей в детских садах:
  • Сократить очереди на получение места в детских садах до 3% от всех желающих;                                                                       4. Рост международной конкурентоспособности: 
  • Повышение доли публикаций в базе данных "Сеть науки" до 2,44%;
  • Создание 15 инжиниринговых центров для развития научных разработок;                                                                                  5.Развитие молодых талантов:
  • Охват 62% молодежи дополнительными общеобразовательными программами; 
  • Создание 2 специализированных информационно- научных центра; 
  • Создание образовательного интернет-портала; 6.Соответствие качества подготовки специалистов потребностям общества и экономики:
  • Трудоустройство 50% выпускников профессиональных образовательных организаций в течение 1 года;
  • Довести число многофункциональных центров прикладных квалификаций до 200 
  • Принять на обучение по программам прикладного бакалавриата 5% от общего количества принятых на обучении по программам бакалавриата;                                7.Повышение конкурентоспособности российской высшей школы: 
  • В топ-200 ведущих мировых университетов согласно одному из глобальных рейтингов должны войти два российских вуза; 8.Доступность образования для людей с ограниченными возможностями: 
  • 20% образовательных организаций будут приспособлены для обучения лиц  с ограниченными возможностями;
  • 90% детей инвалидов, которым показана такая форма обучения, должны обучаться на дому;                                 9.Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
  • Снизить число детей-сирот на 10% до 110 тысяч человек; 10.Преодоление разрыва поколений в науке - уменьшение среднего возраста исследователей:
  • Понизить средний возраст участников ФЦП до 47 лет в 2014 году.

среда, 5 марта 2014 г.

Отчего падает авторитет педагогической профессии

Отчего падает авторитет педагогической профессии
Сейчас много спорят о проблемах современной школы. Сколько лет все же надо учиться, какие экзамены сдавать, вводить или отменять профили, корректировать ли содержание учебных программ и т. д.: мол, система образования наших детей недееспособна. За долгое время обучения и недолгое время работы в школе я пришел к выводу, что нынче главная школьная тема - это авторитет учителя (а он - утверждаю это однозначно - находится ниже уровня среднестатистического плинтуса). И это не проблема взаимопонимания поколений, это не засилье интернета и прочих шумовых эффектов, а именно уникальное снижение авторитетности педагога, что напрочь лишает школу статуса уважаемого социального института. Хочу поделиться своим видением того, почему это происходит.
Я активно общался с коллегами: многие сетуют на низкую зарплату, горы документации - в общем на то, что пережевывается в прессе и в кулуарах не один год. Принципиально не касаюсь этих тем: подобные причины десятого, а то и двадцатого порядка. Дети в большинстве своем не в курсе, какие конкретно бумаги заполняет учитель, так что пошатнуть авторитет здесь нечему. А человек, который считает, что должен работать хорошо только потому, что ему платят хорошо, элементарно дурно воспитан. Истина, на мой взгляд, совершенно в иной плоскости.
Любой учитель должен отвыкнуть от мысли, что уважать его должны лишь за то, что он учитель. Мол, я вошел в класс - уважайте меня, ибо я в гордом статусе педагога. А что в этом статусе гордого, давайте подумаем? С чего мы взяли, что учителя - это элита общества по умолчанию? Взгляните на те же самые пресловутые проходные баллы в педуниверситет: во многих ли вузах они ниже, чем в педагогическом? И вообще учитель - это массовая профессия, а массовое не может быть элитарным. В целом факт налицо: учитель - это представитель среднего класса общества. Да, поколение детей сменилось, может, оно стало менее сентиментальным и более циничным. Это не хорошо и не плохо - это данность, и нелогично на нее обижаться. С любым поколением можно работать и нужно работать. Поэтому каждый, кто хочет иметь право быть причисленным к элите, ежедневно и ежеурочно должен доказывать (и самому себе, и своим подопечным) свою состоятельность как профессионала, должен подтверждать право быть уважаемым (я не говорю сейчас о подтверждении категории - я говорю о подтверждении морального права). Уважать учителя за один факт его существования - это глупость.
В одном живом журнале недавно прочитал любопытную мысль своего ровесника: «Школьные учителя никогда ничего не делали в своей жизни. Чему может научить человек, проживший незаметно, перемещавшийся из класса в методический кабинет и обратно?» Грубо, но все же: подопечные не могут воспринимать учителя как человека авторитетного в первую очередь потому, что они ему не верят. Дети тотально не верят взрослым, учащиеся тотально не верят школе. Невозможно верить человеку, который живет по двойным стандартам, а учитель - первый и классический пример такого человека. Поясню. На уроке он говорит о честности и порядочности, а сам фальсифицирует результаты экзаменов, заявляет о неприятии взяточничества и приоритете духовных ценностей и после этого ставит десятки по предмету за поход в театр или дежурство в столовой. Перед экзаменом ВКонтакте появляются записи примерно такого содержания: «Не бойтесь вы экзаменов! Все учителя - быдло: они все равно нарисуют то, что им скажут». И дети правы: мы быдло до той поры, пока наши декларируемые мотивы расходятся с нашими реальными действиями.
Вы слышали разговоры в учительской? Вы слышали в принципе, как учителя разговаривают с детьми и о детях? «Ко мне вчера эта мамаша приперлась - вся такая расфуфыренная!» «Этот Иванов - он же дебил полный!» Контексты приблизительно такие. В школе зашкаливает градус озлобленности и невоспитанности. Пассажи о том, что «всё мне уже надоело» или «с такими детьми невозможно работать», - это разговоры в пользу нищих. Твоя доброжелательность по отношению к окружающим зависит не от окружающих, а исключительно от твоего собственного воспитания. Многие учителя нынче - образец дурного воспитания. Вопрос школьникам: с вами часто здороваются учителя-предметники? Я понимаю, что такой же вопрос можно задать и в обратную сторону, мол, часто ли вы сами… Но факт остается фактом: постоянная недоброжелательность - ведущая нота общения учителя с учеником, что, безусловно, добивает вялые остатки авторитета педагога. А если ты неавторитетен, ты вынужден быть авторитарным.
Я отдаю себе отчет в том, что большинство учителей обвинит меня в предвзятости и предательстве. Но коль я учитель, я ответственен за класс, который представляю, и посему это камень и в мой огород - огород-то у нас общий. Любой, кто воспримет мой посыл как личную обиду, пусть ответит себе на три вопроса. Как часто он требует уважения от детей за то, что он учитель / старший? Подрисовал ли он хоть однажды отметку на экзамене, или контрольной работе, или текущую? И обсуждал ли он своих подопечных с коллегами в вышеизложенном ключе? Если хотя бы один ответ - да, то…
Каждый из нас в той или иной степени учитель. И современная нравственная ситуация в школе вынудила меня остановиться вот на какой мысли. Сегодня, чтобы быть хорошим учителем, иметь образование учителя далеко не первично. Большим учителем в современной школе будет тот, кто сможет предложить своим подопечным наиболее авторитетную систему моральных координат и - самое главное - сможет без лицемерия ей же соответствовать.
 http://www.kp.by/daily/26202/3088959/

четверг, 19 декабря 2013 г.

Школьная математика станет трехуровневой


Учебный процесс в  школах и вузах ждут революционные перемены. Как ожидается, сегодня правительство России примет новую концепцию развития образования в стране. Основная идея - "вести обучение  математике в школе индивидуализированно", для чего преподавать этот школьный предмет будут с учетом знаний каждого ученика. А аттестацию по математике поделят на разные степени сложности: для документа о среднем образовании, технического вуза и научной деятельности.

"Индивидуализация образования должна быть всюду - в дошколке, в младшей школе, в  сновной. Но сейчас индивидуализация в школе идет, главным образом, в виде работы с отстающими. Но не исключено, что и в основной школе удастся продолжить традицию углубленного изучения математики. Особо важным для нас будет дошкольное образование", - пояснил в интервью"Московскому комсомольцу"   координатор разработчиков концепции, ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Семенов.
По его словам, на сегодняшний момент половина учеников не усваивают предмет, а учителя закрывают на это глаза и ставят им липовые тройки. Целью новой концепции станет заполнение пробелов в знаниях по предмету и определение уровня подготовки школьника.
"Федеральный государственный образовательных стандарт средней школы явно предполагает разные варианты изучения математики в 10 - 11 классах. Естественно, иметь и аттестацию на трех уровнях. Первый – уровень математической грамотности; второй будет готовить к профессиональному применению математики, а третий уровень - творческий. С отметкой только по ГИА-9 (государственная итоговая аттестация за 9-й класс) нельзя будет поступать в технический вуз, но в гуманитарный - пожалуйста", - отметил Семенов.
Ректор заявил, что "на уровень грамотности мы должны вывести любого учащегося обычной школы". "Дальше будем ставить отметки в зависимости от индивидуальной траектории и достигнутого уровня. Ребенок будет знать: у него четверка, но второго уровня. А чтобы перейти на третий, надо много работать", - отметил он, напомнив, что в прошлом году в ГИА за девятый класс появились три раздела: традиционная алгебра и арифметика; геометрия; реальная математика. В каждом надо было набрать необходимый минимум.
Эти изменения, как ожидается, приведут не только к улучшению способности школьников применять математические знания, но и к улучшению позиции России в международном исследовании.
Утро.ру

понедельник, 16 сентября 2013 г.

77% учителей готовы покинуть школу.

Большинство учителей хотели бы сменить профессию

77% учителей готовы покинуть школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе! Эти устрашающие цифры особенно удивительны на фоне декларируемых властями повышений зарплат, роста престижа учительской профессии, всяких бонусов, типа льготной ипотеки и т.д. Почему же учителя бегут из школ, забыв о своем священном долге и благородном предназначении?
 
 
Вот результаты опроса, наглядно показывающие, насколько стремительно могут опустеть стулья за учительскими столами. На вопрос «ушли бы вы из школы, если бы появилась возможность?» 77,11% ныне работающих в школе не раздумывая ответили «да». Не выразили подобной готовности только 10,37% школьных наставников, а 12,53% над своим возможным уходом пока раздумывают и твердый ответ дать затрудняются.
 
«Работая в школе, я просто не замечаю жизнь, вижу только работу, чужих детей и их проблемы. Все дни проходят одинаково: работа, работа, работа. Нет времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, творчество. Дни давно слились во что-то одно. Что от меня останется лет через десять?! Я понимаю, что нужно работать — вопреки всему! И задаю себе лежащий на поверхности мучительный вопрос: если я уйду, то кто же останется? И все-таки я больше не могу...» Это крик души учительницы, которой нет еще и тридцати, которая отдала школе уже пять лет и искренне любит свою работу. И подобных исповедей много. «Особенно тяжело первые пять-семь лет! Потом входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется — даже жить!» Такие вот драмы скрываются за внешне благополучным фасадом российской школы, который усердно штукатурят чиновники Минобра.
 
Однако истину не скроешь за лозунгами. На одном из сайтов учительского сообщества был проведен опрос с целью выяснить — насколько учителя держатся за свою работу? Результаты его способны неприятно удивить как родителей, так и чиновников от образования: 77% учителей моментально покинут школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе, лишь 10% не готовы это сделать, и около 13% затрудняются с ответом! Почему большинство людей самой благородной из профессий, которая традиционно считается призванием, готовы не моргнув глазом бросить ее в любой момент?! Корреспондент «МК» пообщался с теми учителями, кто уже распрощался со школой, и с теми, кто только надеется это сделать.
 
Вот что рассказала 39-летняя Ольга, преподаватель русского языка, литературы и МХК из Заволжска:
 
Проработав в школе 16 лет, я нашла в себе силы уйти, пока не стало поздно. К мыслям об уходе привела не зарплата, а зависимость от работы. Помимо непосредственно уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой. Иначе нельзя — но это полностью уничтожает личную жизнь. Мне повезло: у меня полная семья, муж не только не ушел, но и уроки с детьми делал, и ужином кормил. Так везет очень немногим, поэтому среди учителей столь много матерей-одиночек. И никто из моих знакомых учителей не вернулся в школу после того, как ушел. Появились свобода и выбор. Проблема трудоустройства учителя вне школы существует, но кто хочет — всегда находит работу. Если говорить обо мне, то филологическое образование, природное чувство языка и творческая направленность сыграли свою роль: сегодня я сетевой журналист. Пишу тексты, наполняю сайты.
 
Те, кто уйти из школы пока не сумел, высказываются порой значительно резче и откровеннее, чем Ольга.
 
— Ушла бы, да никто нигде не ждет — рассказывает Жанна, 52 года, учительница из Мурманской области. — Учителю приходится брать полторы-две ставки, чтобы тупо не протянуть ноги, а за ставку в 18 часов ты получишь копейки. У нас губернатор тоже отчиталась Путину, что средняя зарплата учителя в регионе 42 тысячи. Однако я работаю на полторы ставки, с первой категорией, с кучей надбавок за хорошую работу, и максимум выходит тридцать, а если бы работала на ставку — было бы 16... Я не понимаю тех коллег, кто пыжится, делая вид, что работать за копейки — это здорово! Порой гонишь от себя мысль, что школа — это сборище неудачников, которые не нашли себя в жизни...
 
Подобных примеров — масса. И у заинтересованной стороны, у родителей школьников, может возникнуть вопрос — а способны ли учителя искренне давать детям все, что необходимо, и серьезно относиться к своей работе ПОСЛЕ того, как они уже махнули на все рукой и сделали для себя вывод, что готовы уйти при первой возможности? И можно ли, скажем, родителям первоклассника, выбирающим первого учителя, как-то распознать того, кто уже «сидит на чемоданах»?
 
Сложившуюся ситуацию «МК» прокомментировал Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ и директор Федерального института развития образования:
 
— Эта ситуация для России является одной из самых драматичных. Большинство выпускников огромного количества педвузов не идут в профессию учителя, а те, кто пошли, пытаются ее покинуть рано или поздно. Причина этого в том, что даже при озвучиваемом росте заработной платы ценностный статус учителя сегодня ниже плинтуса... А для человека важно не только его материальное благополучие, но и отношение к нему в обществе, насколько он может реализовать себя как личность, насколько он востребован в своей стране.
 
Что касается тех учителей, которые «сидят на чемоданах», — распознать их непросто. При этом они могут вполне профессионально делать свою работу, продолжая мечтать о том будущем, которое для них желаемо и интересно. То есть прямой и жесткой корреляции между желанием и готовностью бросить профессию и качеством даваемых детям знаний нет. С другой стороны, образно выражаясь, если я стою на вокзале, жду поезда и в это время даю кому-то консультацию, то я продолжаю смотреть — не убежал ли поезд...
 
 

пятница, 13 сентября 2013 г.

?С глаз долой - из школы вон?

Вот такая статья - размышление.  Будет ли это работать? Школам и вузам объяснили, как выносить выговор учащемуся или исключать его из учебного заведения. Примет ли процесс избавления от лоботрясов и злостных хулиганов массовый характер, выяснял корреспондент «МН».

Министерство образования и науки утвердило «Порядок применения к обучающемуся и снятия с обучающегося мер дисциплинарного взыскания»(приказ Минобрнауки РФ от 15 марта 2013 г. №185). Согласно ему, можно наказывать учеников и студентов «за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность». 
Подобный документ появился впервые и стал одним из подзаконных актов Закона «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября этого года. Наказание обучающегося и возможность его исключения из школы существовали и раньше во внутреннем уставе учебного заведения, однако только теперь вся процедура применения дисциплинарных мер четко прописана, а правовые аспекты взаимоотношений родителей, учителей и администрации детализированы. «Цель проекта - наведение порядка в бессистемном назначении наказаний обучающихся за тот или иной проступок», - объясняют появление новых правил чиновники от образования.

ОБЯЗАН БЫТЬ НАКАЗАН
Одно из новшеств принятого закона об образовании - прописанная в нем обязанность учащегося учиться. Ну а коли появилась обязанность, значит, должна быть и ответственность за ее неисполнение. Теперь не только над учителем нависают «увольнительные» статьи Трудового кодекса за совершение аморального проступка, за появление в нетрезвом виде на рабочем месте и пр., но и для школьников и студентов предусматриваются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор или отчисление. Решение о том, какое именно взыскание постигнет ученика, будет принимать комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Она должна быть создана в каждой школе, и войдут в нее в равном количестве родители, учителя и школьники.

Предполагается следующий механизм действий. Ученик совершает некий проступок (нарушает, скажем, один из пунктов устава школы, в котором прописано, что «в учебном заведении нельзя появляться в пьяном виде или под воздействием наркотиков, нецензурно выражаться, негативно влиять на одноклассников, совершать на территории школы уголовные преступления и аморальные проступки»), сотрудник школы пишет в комиссию служебную записку об «обстоятельствах дела», та просит от нарушителя письменного объяснения по существу вопроса и на основании полученных сведений принимает решение. Самая суровая мера наказания - отчисление - грозит не всем, а только достигшим 15-летнего возраста. Все, кто младше, будут наказываться замечанием или выговором в зависимости от степени проступка. Фактически для них нарушения на практике останутся без последствий. «При выборе меры дисциплинарного взыскания, - говорится в приказе Минобр-науки, - должны учитываться тяжесть проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей несовершеннолетних. Отчисление из организации допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков». То есть нужно несколько раз злостно накосячить в школе, чтобы с позором быть выгнанным из ее стен.

УЧИТЕЛЯ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА
Проблема ответственности школьников и студентов давно заботит педагогическую общественность. Вспомните, сколько раз вы слышали истории про то, что старшеклассник посылал на три буквы пожилого педагога, а за это его лишь строго журили?

- Я по своему опыту знаю, что с некоторыми детьми сделать что-либо невозможно, - жаловался мне приятель, папа восьмиклассницы. - Ты ему говоришь, что он ведет себя неадекватно и даже одноклассников достал своим поведением, а он тебе: «И что вы мне сделаете? Я малолетка, мне ничего не будет!»

Даже когда «детишки» избивают учителя, обливают его краской, кидают в него учебниками и весь этот беспредел снимают на видео, потом выкладывая его в интернет, все спускается на тормозах, потому что существует презумпция виновности учителя, произрастающая из тезиса о том, что хорошего педагога дети носят на руках, а если не носят, значит, педагог плохой. Поведение «некоторых детей» иногда действительно не укладывается ни в какие рамки, но ведь и педагоги могут позволить себе обзывать учеников «баранами», «уродами», «недоумками», орать за забытый дневник и в исступлении бить указкой по доске только потому, что кто-то не ответил на заданный вопрос. Лишь настоящий профессионал всегда держит ситуацию под контролем, не допуская эксцессов.

Но как раз настоящих профессионалов у нас катастрофическая нехватка. Даже если педагог отлично знает свой предмет, он зачастую не в состоянии найти общий язык с учениками. Почему это происходит, нам рассказаладиректор Института психолого-педагогических проблем детства РАО, к.п.н., профессор Татьяна Волосовец:

Сейчас в педагогических коллективах наблюдается сложная ситуация.Многие учителя находятся в состоянии эмоционального выгорания, что очень часто приводит к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. При этом родители детей озабочены зарабатыванием денег, и педагоги школ вынуждены частично брать на себя еще и функции семьи. Но если мамам и папам не хочется возиться с нерадивым и непослушным ребенком, то о педагогах и говорить не приходится, особенно учитывая тот факт, что многие из них просто не понимают, как найти общий язык с современными детьми. Считается, что будущим педагогам лишние часы по психологии не нужны. Хотя они-то им как раз и нужны в первую очередь: к каждому ребенку школьного психолога не приставишь, и учитель сам должен уметь найти верный психологический подход к своим подопечным. Но выход из непростых ситуаций находят единицы, а взаимопонимания не находит большинство. Именно поэтому сейчас важно поставить проблему психологизации педагогического образования, увеличения часов на психологические дисциплины в педагогических колледжах и вузах.

К СВЕДЕНИЮ!
Многие дисциплинарные проступки школьников возникают вследствие того, что их не понимают и не любят родители и учителя. Если есть дефекты воспитания детей, значит, где-то что-то недосмотрели и упустили взрослые.
По словам Татьяны Владимировны, многие дисциплинарные проступки школьников возникают вследствие того, что их не понимают и не любят: дома - родители, в школе - учителя. Дефекты воспитания детей не появляются ниоткуда. Если они есть, значит, где-то что-то недосмотрели и упустили взрослые - учителя, родители. Это всегда их прокол.

Надо учить наших педагогов слушать и слышать ребенка, - говорит Татьяна Волосовец. - Его не надо наказывать, ему надо терпеливо и настойчиво объяснять. Но такой тактики придерживаются единицы, и в результате до 15 лет ребенок, нуждаясь в поддержке взрослых, не получает ее, а после ему предлагают покинуть учебное заведение из-за плохого поведения. Если так будет происходить, учителям останется расписаться в собственной несостоятельности, ведь образование - это не только обучать, но и воспитывать, и в этом смысле на школе лежит огромная ответственность.

И у учителей своя правда: «За все, что происходит или может произойти с детьми в стенах школы и даже за ее пределами, должны отвечать мы, - сказала нам одна из учительниц московской школы, попросившая не афишировать ее имя. - При этом нам приходится писать тонны объяснительных и отчетов о проведенной работе и времени на воспитание уже не остается. На нас взвалили все: и отчеты, и хулиганов. При этом масса родителей не хочет понимать своей ответственности за детей, но, как только возникает конфликт, они прибегают в школу и кричат, какой у них распрекрасный ребенок, а мы тут все идиоты, которые не могут найти подход к их чудесному чаду. Я вам скажу: учителя сами не заинтересованы в исключении ребят. Это процесс публичный и входит в разряд ЧП, так что шибко принципиальных учителей уговаривают не выносить сор из избы, чтобы школа на фоне других не выглядела плохо. При этом надо помнить, что российская школа обязана всем давать полное общее, то есть 11-летнее образование. Скорее учителю предложат уйти из школы, чем выгонят отморозка-двоечника. Тех, кто спихнул на школу все вопросы воспитания детей, я бы штрафовала. Родители, между прочим, по Семейному кодексу тоже обязаны воспитывать ребенка».

СПРАВКА
Отчисление грозит только достигшим 15-летнего возраста. Все, кто младше, будут наказываться замечанием или выговором в зависимости от степени проступка.
ПЛЮРАЛИЗМ МНЕНИЙ
«Возможность отчисления - отличный инструмент для директоров, трясущихся за показатели успеваемости. От тех, кто портит картину ГИА и ЕГЭ, кого считают необучаемыми, можно будет легко избавиться», - волнуется папа десятиклассника Иван Михайлов. Ему вторят другие родители: «А что если этой мерой воспользуются как поводом для шантажа родителей, недостаточно регулярно «спонсирующих» школу?»

Учителя разделились во мнениях: одни также опасаются злоупотреблений, другие считают, что принятый документ долгожданный и необходимый, а именно его отсутствие давало почву для самодурства директоров.

Во всей этой ситуации не очень ясна судьба отчисленных. В течение месяца после их «изгнания» орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители ученика должны устроить его в новую школу. Но кому нужны ученики с «нехорошим прошлым»? 
Эксперты говорят, что, во-первых, отчисленный ученик может пойти в вечернюю школу, где будет и учиться, и параллельно работать. Во-вторых, непременно найдутся малоуспешные, а потому неукомплектованные школы (их даже неофициально называют школами-гетто), которые готовы будут взять любого ради увеличения финансирования, напрямую зависящего от количества обучающихся.

Ровно по этой же причине, скорее всего, ч. 12, ст. 43 Закона «Об образовании» работать не будет: как только школа отчислит ученика, она потеряет часть денег, через которые финансируется его образование. А деньги - это для школы все и даже больше.
12.09.2013     Е. Хакимова

воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Топ-5 явлений, раздражающих учителей


с чем не могут смириться даже самые терпеливые преподаватели.
Новый учебный год, как обычно, ставит перед всеми участниками образовательного процесса - учителями, учениками и родителями - новые задачи. Решать которые, зачастую, приходится сообща. Одна из таких задач – отношения между учителем и учениками. Несмотря на то, что профессия педагога предполагает наличие у учителей выдержанности и терпения, многие из них готовы смириться далеко не со всеми проявлениями характера у своих учеников.
"Вечерняя Москва" составила  рейтинг явлений, которые больше всего раздражают школьных учителей .
1. ОДЕЖДА
Не то чтобы все учителя поголовно выступают за введение школьной формы, но перебор в одежде, вроде слишком коротких юбок, слишком больших украшений и яркой косметики, согласитесь, раздражают не только учителей.
Ирина Леонидовна Кострова, учитель географии:
- Меня ни в коей степени не раздражает отсутствие формы. Раздражает, что многие старшеклассницы школу с клубом или пляжем путают. Соблюдать дресс-код нужно, ведь мало кто догадается в офис прийти в плавках. Это в первую очередь уважение к окружающим.
Анна Васильевна Левицкая, учитель русского языка:
- Когда ученица сидит в юбке, которую легко спутать с ремнем и на ее лице раскрас, которому бы позавидовали бы в театре мимов, я понимаю, что сколько ни объясняй ей правила – она все равно не будет слушать. В такой «форме» она не учиться сюда пришла.
2. ОПОЗДАНИЯ
Дисциплина –дело нелегкое. Поэтому, когда класс привычно садится со звонком за парты, и учитель начинает вести урок, опоздавший не только прерывает ход мысли педагога, но и дезорганизует одноклассников. Заставить учеников слушать, после этого, иногда бывает очень нелегко.
Ирина Анатольевна, учитель математики:
- Если ученик опаздывает больше, чем на 10 минут, я его просто не впускаю в класс. Не потому, что я деспотичный преподаватель, а потому хочу, чтобы он своим опозданием мешал остальным ребятам, которые пытаются сосредоточиться на задании.
3. РОДИТЕЛИ
Не все родители спокойно вверяют детей в руки учителей и отправляются по своим делам, некоторые пытаются контролировать не только каждый шаг своего чада, но и преподавателя.
- Одна из мам звонила мне каждый вечер, узнавая, как вел себя ее мальчик и покушал ли он, - вспоминает  Алла Валерьевна, учитель математики . – А мне ведь тоже хочется, придя домой, заняться своими делами и переключиться, а не разговаривать с мамой весь вечер о мальчике. Мальчику, кстати, было 16 лет.
А  Олегу Константиновичу, учителю физики , пришлось вообще выдержать угрозы со стороны одного из родителей:
- Одному из учеников я поставил в четверти «три» по предмету, пообещав, что в следующий раз, если он не начнет учиться, будет «два». Так после этого мне каждый день начал звонить его отец и сначала уговорами, а потом и угрозами, требовал исправить его сыну оценку!
4. ИГРЫ НА ТЕЛЕФОНЕ ВО ВРЕМЯ УРОКА
Это вообще можно не комментировать. Когда ученик увлечен расстрелом злых птиц гораздо больше чем теоремой Пифагора, это сказывается и на отношении учителя к предмету: стоит ли объяснять, когда тебя не слушают? И на успеваемости самого ученика, а конечном итоге – и на работе (читай – зарплате) педагога: если ученик не выполняет учебный план, то «виноват» в первую очередь – учитель.
Алина Валентиновна, учитель экономики:
- В последнее время детей очень сложно становится увлечь предметом. Большинство во время урока играют под партами в телефон. Это просто болезнь какая-то…
5. НЕВЫПОЛНЕННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Когда учитель задает задание на дом, он хочет проверить не столько ученика, сколько себя: ведь по качеству выполненной самостоятельной работы педагог может понять, насколько хорошо он раскрыл тему. Если домашнее задание не сделано, то учителю сложно понять, что стоит повторить, а что – нет.
Антон Васильевич Татаринов, учитель информатики:
- Если ученик приходит без домашнего задания, я его отправляю за ним домой. Потому что если он не выполняет его, значит, он неуважительно относится ко мне и моему предмету. А взаимное уважение – необходимое слагаемое для получения знаний.