суббота, 6 октября 2012 г.

Российские вузы куют кадры для Запада

 Российские вузы куют кадры для Запада

«А что я здесь забыл? - удивляется вопросу о перспективах работы в России выпускник одного из технических вузов столицы. - Уже сейчас рассылаю резюме в иностранные компании. Там и зарплаты достойные, и база для работы хорошая, и перспектив гораздо больше, чем у нас. В России оставаться не хочу и сделаю все, чтобы уехать в Европу». Таким образом рассуждает не только мой собеседник, но и более 20% его сверстников, заканчивающих университеты. 

                
ЭМИГРИРУЮТ ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ 

Как показал опрос, проведенный порталом Сareer.ru для молодых специалистов, каждый пятый после окончания учебы собирается искать себе работу за границей. Наиболее популярными направлениями переезда у студентов оказались Европа - 48% (Германия - 7%, Великобритания - 5%, Испания - 4%, хотя большинству не важно куда, главное - в Европу), США - 15% и Канада - 7%.

Примечательно, что только каждый второй студент (51%) рассчитывает устроиться в другой стране по специальности, а вот для 30% это не имеет никакого значения, потому что их основная цель - просто переселиться за рубеж. Тем не менее 61% опрошенных предусмотрительно планирует искать работу за границей еще в России и только 10% - уже на месте.

При этом из тех, кто решил уехать после выпуска за рубеж, 28% планируют уехать навсегда, примерно 25% хотят пожить за границей от двух до пяти лет, 15% - пять лет и 10% собираются набираться опыта около года.

63% наших студентов уверены, что уровень жизни за границей лучше, чем в России, к тому же, по мнению 38% ребят, молодому специалисту там куда проще устроиться, 20% просто планируют пожить в другой стране, для 17% привлекательны быт и экология, а 14% хотят в более теплый климат.

Причем число желающих уехать постоянно растет. В июне прошлого года ВЦИОМ выяснил, что за последние 20 лет доля желающих эмигрировать выросла в четыре раза - до 21%. Больше всего потенциальных эмигрантов среди 18-24-летних (39%) и высокообразованных участников опроса (29%).

«Наблюдая за своими студентами, могу сказать, что только за последние два года ребят, обращающихся за рекомендациями для иностранных вузов, стало больше примерно в два раза, - рассказалнаучный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. - Связано это, во-первых, с упростившейся коммуникацией между странами, более тесным сотрудничеством с зарубежными коллегами, а во-вторых, как это ни прискорбно отмечать, с ростом уровня недоверия к российской власти и неуверенности в собственном будущем. Кроме того, нужно отметить, что уезжают сильнейшие выпускники, потому что шансов остаться у ребят, имеющих степень PhD (эквивалент ученой степени кандидата наук), - 80%, если же закончили только магистратуру - тут 50 на 50, а наших бакалавров в Европе никто не ждет. Но это молодых специалистов не останавливает - у молодежи сегодня очень большие амбиции».

                             ОХОТА ЗА ТЕХНАРЯМИ 


Из-за того что талантливая молодежь не видит смысла продолжать карьеру в России, кадровая статистика в сфере науки крайне неутешительна: с 1990 по 2012 год численность ученых в России сократилась в три раза - с 1,119 млн до 370 тысяч. Отток молодых специалистов, несмотря на рост внимания к науке, неуклонно растет. Основными потребителями российских мозгов на протяжении более 20 лет являются США.

Однако не так давно география распределения научного потенциала России начала меняться. Большую заинтересованность в наших исследователях в связи с разработкой ядерных программ демонстрируют страны Востока. Немало российских атомщиков работает в Иране, Китае и Южной Корее. А КНДР, в которой, кстати, все научные работники считаются невыездными, тоже с радостью принимает наших специалистов.

Иностранные «охотники за головами» уже давно облюбовали технические факультеты лучших вузов страны - МФТИ, МГУ, МИФИ. Благодаря отлаженной системе грантов и стипендий только за последние десять лет из Московского физико-технического института уехало до 1500 человек, что составляет примерно 20% от каждого выпуска.

Причем из-за этого паломничества отечественная наука переживает недостаток молодых специалистов. Если в конце 80-х годов доля научных работников в возрасте 50-70 лет не превышала 27%, то сейчас она приближается к 50%. «Не могу сказать ничего утешительного: отток студентов - закономерная реакция на политику государства в отношении науки и образования, - отмечает декан философского факультета МГУ Владимир Миронов. - В России учиться крайне дорого. Сегодня более 50% мест в образовательной системе платные плюс очень дорогое проживание. За границей учиться просто дешевле. Например, в Германии, Скандинавии и Канаде образование для всех, в том числе и наших студентов, бесплатное или плата символическая, как в Швеции, - 1000 евро в год. При этом существует система грантов, стипендий и прочих надбавок или бессрочных и беспроцентных кредитов, как в США и Китае. Кроме того, научная база за границей предоставляет все возможности ученым для работы. Поэтому уезжают туда не только за деньгами, но и за наукой. К сожалению, мы разбрасываемся нашими лучшими кадрами, запас которых уже небезграничен. Введение ЕГЭ резко снизило уровень студентов, поэтому лет через 5-10, когда уедут самые высококвалифицированные специалисты, новых в России просто не появится».

       УБЫТОК ДЛЯ РОССИИ, ЭКОНОМИЯ ДЛЯ США 

Сегодня средний возраст российских академиков составляет 72,2 года, а докторов наук - 60,8 года. Привлечение подготовленных кадров из-за рубежа очень выгодно иностранным государствам.

И если Россия, теряя интеллектуальный потенциал, терпит громадные убытки, занимая менее 1% мирового рынка наукоемких технологий, то страны, принимающие российских ученых, выходят на первые места по своему научно-техническому потенциалу. По подсчетам информационно-аналитического агентства «МиК», наши эмигранты обеспечивают для промышленности США появление около 25% технологических новинок, что приравнивается к 10% мирового рынка хай-тек. И кроме того, экономят средства иностранных конкурентов на обучение кадров. Если бы Западная Европа и Америка самостоятельно обучали переехавших к ним на ПМЖ студентов и аспирантов, их университеты потратили бы около 1 трлн долл.

А так доход от привлечения в США одного ученого-гуманитария составляет 230 тыс. долл., обществоведа - 235 тыс. долл., инженера - 253 тыс. долл., а врача - 646 тыс. долл. При этом эмигрировавшие специалисты соглашаются на минимальную зарплату американского лаборанта 1,5 тыс.

Сегодня, по самым скромным подсчетам, контрактами с зарубежными заказчиками связано около 80 тыс. российских специалистов, которые разрабатывают для иностранных корпораций стратегически важные энергетические и технологические программы. «Иностранные корпорации стараются наладить связи с российскими вузами, - прокомментировал ситуацию кандидат технических наук, доцент МФТИ Геннадий Донов. - Например, кафедра микропроцессорных технологий МФТИ существует на базе российского отделения Intel, где студентам платят зарплату, обучают их и готовят для дальнейшей работы в Intel».

Сотрудники вузов и НИИ давно бьют тревогу, призывая власть обратить внимание на плачевное состояние науки. Потому как планомерную и неуклонную тенденцию ухода из науки молодых ученых аналитики связывают прежде всего с недостаточной заработной платой и плохими условиями труда. К тому же государство, выделявшее копейки на содержание и развитие наукоемких отраслей, настолько обесценило профессию «ученый», что только 1% современной молодежи хочет связать свою дальнейшую судьбу с наукой.

«Если государство в ближайшее время не создаст благоприятные условия для обучения и работы молодых специалистов, мы потеряем остатки кадрового потенциала. Нужно с помощью льгот и грантов стимулировать выпускников работать в России, предоставить ребятам базу для проведения исследований и, конечно, повышать престиж науки», - уверен Владимир Миронов.
Екатерина Люльчак     03.10.2012   "Мир новостей"

                              Печальные цифры!
Поделиться…

пятница, 28 сентября 2012 г.

Сцена на педсовете





Официальный документ — "Протокол заседания педагогического совета Н-ской средней школы от 18 марта 1940 года.
Присутствовали : все преподаватели.
Слушали : сообщение руководителя шестого класса о поведении ученика того же класса Зураба Вашаломидзе.

Высказались:
Преподаватель физики : «В природе не существует энергии, которая могла бы расшевелить Вашаломидзе. Мальчик этот — погруженное в жидкость тело, на которое не действует никакая выталкивающая сила!» 

Преподаватель математики : «Для меня Вашаломидзе — уравнение со ста неизвестными. Решить такое уравнение я не в силах». 

Преподаватель химии : «Никакой реакции! Сидит и выматывает мне нервы. Это какой-то необычный лакмус: он никогда не краснеет!»

Преподаватель русского языка : «А по-моему, он просто и-ди-от».

Преподаватель географии : «Познания Вашаломидзе весьма не рельефны. Мальчик или аномальный, или истощен"
.
Преподаватель истории : «Это скорее человек каменного века, чем цивилизованный представитель двадцатого столетия. Никакого прогресса. Вашаломидзе — позор для всего класса».

Школьный сторож : «Да что вы пристали к бедному ребенку? Если уж он такой дурак, как же вы его переводите из класса в класс?»

3авуч : «Тебя не спрашивают! Твое дело — приходить вовремя и звонить!»

Преподаватель грузинского языка (близкий родственник Вашаломидзе ): «Я вас не понимаю! Можно подумать, что на этом Вашаломидзе свет клином сошелся! Да кто у вас в классе лучше его? Может, директорский сынок? Круглый пятерочник, а такого идиота я в жизни не встречал! Сидит на уроках, точно сыч в дупле».

Преподаватель физкультуры : «А почему ты ему пятерки ставишь?»

Преподаватель грузинского языка : «А ты попробуй, не поставь!»

3авуч : «Замолчите!.. Вы!..А ты что скажешь, Вашаломидзе?»

Вашаломидзе : «Учитель грузинского языка нрав».

3авуч : «Истукан! Не об этом спрашиваю! Что ты скажешь о себе?»

Вашаломидзе : «О себе? На этот раз простите, а в дальнейшем я исправлюсь!»

На этом содержательный разговор на педагогическом совете в очередной раз был завершен. 

Нодар Думбадзе. Отрывок из книги «Я, бабушка, Илико и Илларион».

среда, 5 сентября 2012 г.

Портфолио: за и против!



Портфолио из творческих работ, грамот и сертификатов, которое ученик собирает на протяжении обучения в школе, должно войти в обязательный пакет документов при приеме в российские вузы, заявил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович в ходе круглого стола в РИА Новости, посвященного дополнительному образованию детей. 

"Когда человек поступает в российский вуз, то приемная комиссия смотрит только на его результаты ЕГЭ. Но его портфолио тоже очень важно, и во многих странах мира оно является частью пакета документов, который должен подать абитуриент", - сказал Бунимович. 

Он отметил, что портфолио - результат дополнительного образования, которым дети занимают в свободное от школьных занятий время. Для того, чтобы оно влияло на результаты при приеме в вуз, у дополнительного образования нужно изменить статус и признать его частью общего обучения, считает эксперт. 

"Мне кажется, проблема начинается уже в названии. Почему образование называется дополнительным, когда в часы, на него отведенные, ребенок изучает то, что он любит? Он формирует свой будущий досуг, а, возможно, и свою будущую профессию", - заявил Бунимович во время круглого стола, организованного Московским кредитным банком (МКБ). 

По его словам, в настоящее время у школьников выбор образовательных дисциплин становится свободнее, кроме обязательных предметов, они могут изучать то, что им действительно интересно. Эксперт считает, что границы между обязательной и факультативной частью образовательного процесса почти стерлись, поэтому образование уже не может называться дополнительным и для него нужно подобрать другое определение. 

Слишком профессиональный подход

Бунимович также отметил, что в России дополнительное образование часто имеет профессиональный уклон и направлено на достижение серьезных результатов, что лишает детей возможности заниматься просто для саморазвития. 

"Это очень странная ситуация, когда спортом или музыкой могут заниматься только те дети, которые достигают успехов в этих сферах. Так было в СССР, но теперь все изменилось. Сейчас у нас есть, например, блестящая плеяда профессиональных музыкантов, но у нас нет аудитории, которая может их слушать, потому что любителей мы не воспитали", - сказал он. 

"Когда наши дети приезжают за границу на соревнования, то их тренеров спрашивают, откуда берутся такие вундеркинды. Но интенсивные занятия спортом с 6-8 лет даются слишком тяжело, и к 20 годам они уже уходят из спорта, потому что сильно устают и морально, и физически", - добавил президент МКБ Александр Николашин. 

Безоценочная шкала

По мнению экспертов, которые собрались на пресс-конференции, единых критериев оценки учреждений дополнительного образования не может быть из-за их разных возможностей, целей и форм обучения. "Единой шкалы оценок для работы таких учреждений не существует. Главное, чтобы они были удобными и востребованными", - сказал владелец МКБ и отец 23 детей Роман Авдеев. 

Бунимович к этому добавил, что кружки и секции, помимо всего прочего, обязательно должны быть безопасными. 

"Важно, чтобы эта система была открытой и чтобы в нее приходили новые интересные, увлеченные люди. Но меня как уполномоченного по правам ребенка также очень беспокоит, чтобы она была безопасной в самом разном смысле этого слова", - сказал он.

Источник: интернет

суббота, 1 сентября 2012 г.

Дмитрий Быков о необходимых школьных предметах



3202880-80859b1e59d4ce5e.jpg
Слежу как учитель со стажем с волненьем особого рода: куда он придет с патронажем в начале учебного года? Какие захочет предметы избрать для инспекции личной? Ведь это же приоритеты не только для школы столичной. Пришла методичка Господня, пути указали оттуда: им избраны были сегодня история и физкультура. «По плану!» - заметил бы Летов, до времени канувший в Лету. Серьезнее этих предметов в России действительно нету.

  Скажу как учитель со стажем, детей наставлявший годами: к чему география, скажем? Чего мы у них не видали? К чему нам заморские гады? Мы любим родные просторы. Для массы довольно Хургады, а прочие знают офшоры. Чужие нас долго учили, смущая своею нирваной... По этой же самой причине не нужен язык иностранный. К чему нам жаргон закордонский? У Штатов свои сателлиты! Пускай они учат подонский, язык россиянской элиты.

  Зачем анатомия детям? И так уж над книгами скисли! Их можно занятием этим навлечь на опасные мысли. К чему бы вам знать, недотепы, признавшие Родину раем, - что органы есть, кроме попы, в которой мы все пребываем?И физики тоже не надо: она из простых долбогребов растит либерального гада, как Сахаров и Твердохлебов. Наука, источник измен ты. Страшна ты державному игу. Пошли бы они в диссиденты, не будь они физики? Фигу! Все были из этой обоймы, плюс Гинзбург, не веривший в Бога... Что, физику надо для бомбы? Рогозин страшнее, чем бомба!

Зачем математика детям? Она - достоянье авгуров. Не надо. А то мы заметим, как грамотно действует Чуров. Не надо нам лишних акцентов, не надо растить атеиста... Вам сказано - двести процентов! А в Грозном бывает и триста. Зачем рисование детям? И так уж они языкаты, способности некуда деть им - еще нарисуют плакаты, еще соберется колонна, от воли пьяна, как от спирта...

  Опять никуда без ОМОНа - а где у нас столько квартир-то?

  Наука - опасная дура, губительная для кого-то. История и физкультура - вот средство растить патриота. История - чтобы мы знали, взирая на мир из провала, что все, до малейшей детали, уже многократно бывало; что нет оснований, ребята, стремиться на свет из утробы: мол, будет иначе когда-то... С чего бы, ребята, с чего бы?!

История - ваша подружка и самый испытанный гуру. Она вам подскажет на ушко, когда применить физкультуру - не все же смиряться, как Неру!

Учитесь готовиться к бою: кто бег выбирает, к примеру, а кто-то займётся стрельбою. Ведь повод, по-моему, рядом - грядут перемены, разломы...

Дружите с важнейшим снарядом - его называем козлом мы. Он важен для силы и роста, серьезнее нету снаряда...

Его перепрыгнуть непросто.
  Но очень, по-моему, надо.

Дмитрий Быков

Источник:   novayagazeta.ru

пятница, 8 июня 2012 г.

Иностранный язык станет третьим обязательным ЕГЭ с 2020 года



Иностранный язык станет третьим обязательным ЕГЭ с 2020 года

Материал предоставлен изданием ИТАР-ТАСС
8 июня 2012, 14:35  Россия  образование  закон все метки




МОСКВА, 8 июня. /ИТАР-ТАСС/. В новых федеральных государственных образовательных стандартах /ФГОС/ для старшей школы появилось положение о третьем обязательном ЕГЭ – это будет иностранный язык. При этом выпускник сможет сам выбрать уровень – базовый или углубленный — на котором будет проводиться экзамен. Это следует из текста новых стандартов. Накануне их зарегистрировало Министерство юстиции РФ, эту информацию подтвердил ИТАР-ТАСС замглавы Минобрнауки РФ Игорь Реморенко.
Однако, по его словам, в качестве обязательного ЕГЭ иностранный язык будет повсеместно введен только в 2020 году, когда новые ФГОС для старшей школы охватят все регионы РФ, если не будет принято других решений, что маловероятно.
«Это сигнал тем ребятам, которые в будущем начнут учиться в 10-11 классах. Для меня самого было неожиданным, что группа Михаила Ковальчука /занималась доработкой стандартов – прим.ТАСС/ предложит согласиться с общественным мнением, что иностранный язык должен стать обязательным для выпускников школ. Но это, по всей видимости, прогрессивная мера», — уверен Реморенко.
Замминистра отметил, что новый стандарт будет вводиться в российских школах «по мере их готовности» к этому.
Все старшеклассники будут обязательно изучать русский язык и литературу, математику /алгебра и начала анализа, геометрия/, иностранный язык, предмет «Россия в мире» / история/, ОБЖ и физкультуру. В стандартах прописано также несколько предметных областей, в каждой из которых ученик обязан выбрать хотя бы один предмет. Среди таких областей – филология, иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физкультура и ОБЖ. Учебный план, согласно тексту ФГОС, состоит из 9-10 предметов, при этом 3-4 предмета школьникам нужно выбрать для углубленного изучения, а общая длительность занятий не должна превышать 37 часов в неделю. Кроме того, помимо сдачи ЕГЭ, выпускникам предстоит подготовить индивидуальный учебный проект.
Введение новых стандартов обучения в старших классах обсуждалось с 2010 года, свои проекты подготовили две группы разработчиков, затем проект разрабатывала рабочая группа под руководством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. В мае президент РФ Владимир Путин поручил утвердить ФГОС не позднее июля. Проект стандартов подписал еще и.о. министра образования Андрей Фурсенко, а при новом главе Минобрнауки их отправили в Министерство

суббота, 26 мая 2012 г.

Никого не спрашивали....

Среднее образование в России станет платным с 2012 
года. Государственной Думой, благодаря партии «Единая Россия», которая единогласно (314 голосов) проголосовала «за», был принят закон, согласно которому, с 1 сентября 2013 года среднее образование в России станет платным. 
Согласно принятому закону, большая часть учреждений социальной сферы – больницы, школы и детсады – перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Иными словами, государство будет оплачивать не всю их 
деятельность, как сейчас, а только определенный объем услуг по 
госзаданию (субсидированию). Все остальное соцучреждениям придется зарабатывать самостоятельно. 
Единственное, что ребенок может получить бесплатно – это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю). А за такие предметы как рисование, музыка, информатика, физика, химия, биология и др. родителю придется заплатить. По предварительным данным, 
стоимость обучения в месяц составит порядка 6-7 тысяч рублей. Это порядка 54-70 тысяч в год и около 630 тысяч за все 11 лет обучения. Отметим, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит весь набор предметов, что и раньше. 
Учитывая то, что по официальным данным, у нас 40% населения живет за чертой бедности, чуть больше трети россиян будут безграмотными и не поступят в институт из-за того, что родители этих детей не будут иметь возможности оплатить обучение. 
Отметим, что сейчас выплачивается материнский капитал, который составляет 343 278 рублей, но он выплачивается, только если в семье появился второй ребенок. Основной его задачей является помощь семьям в улучшение жилищных условий и оплате обучения ребенка. Однако вышеупомянутая сумма выдается, если у вас два ребенка, и при не хитром 
подсчете стоимость обучения за двух детей в средней общеобразовательной школе за 11 классов составит около 1,2 миллиона рублей. При этом нужно учесть, что детям нужно еще оплатить детский сад, спортивные и 
развлекательные секции, снабдить учебниками, купить школьную форму и многое другое. В итоге получается, что в среднем родитель должен будет тратить на 1 ребенка в месяц порядка 20-25 тысяч рублей. 
А о том, что сельские школы, которые еще не добила оптимизация, добьет новый закон и вообще лучше не говорить. Ведь на селе школа, которая вдобавок переведена на подушевое финансирование, прибыльной, самоокупаемой быть просто не сможет. А значит, ее просто закроют. Отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и 
переход на госзадания сделают платными и те немногие кружки, которые пока еще остаются бесплатными. Чиновники говорят, что оплачивать нужно будет только дополнительные занятия сверх программы. Но будет ли стимул у педагогов давать нормальные знания в рамках бесплатных часов? 
В заключение отметим, что при принятии этого решения мнения граждан Российской Федерации не учитывалось, их просто поставили перед фактом, что со следующего года им придется оплачивать обучение своих детей. Тем не менее, налоги гражданам никто снижать не собирается, напротив, 
ежегодно появляются всё новые материальные облегчения, которые вскоре, наверно, сравняются с зарплатой среднестатистического жителя России. 

вторник, 15 мая 2012 г.

Завысил - уволят!


Педагогам станет невыгодно завышать оценки выпускникам


Учителям, подтасовавшим результаты государственной итоговой аттестации, может грозить увольнение
А сами штрафы за повышение экзаменационных баллов девятиклассникам могут вырасти в несколько раз.
Как сообщили «МК» в Минобрнауки, соответствующий проект изменений в федеральное законодательство вызван участившимися фальсификациями результатов экзаменов, которые сдают девятиклассники. В основном от липовых результатов страдают учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы и т.д.) — их студентами становятся выпускники с неправомерно завышенными оценками. Причем наказать фальсификаторов сейчас практически невозможно. Так, по действующим нормам, штрафу могут подвергнуться лишь педагоги самой школы, где произошли нарушения, и муниципальные или государственные служащие. А экзамены у учащихся обычно принимают рядовые учителя из других школ. По новому же законопроекту предлагается привлекать к административной ответственности любых сотрудников сферы образования. Кроме того, штраф за искажение результатов экзамена планируется повысить с 3—5 тысяч рублей до 20—40 тысяч. Также в случае одобрения изменений в закон учителей смогут даже увольнять
Московский комсомолец      MK.RU

    В настоящее  время  уволить учителя за искажение результатов экзамена  невозможно. Дело в том, что в правовом отношении российские учителя одни из самых защищенных в мире. Правда в том, что многие не знают и не хотят знать законодательство и  свои права, так как жить по понятиям ( ты начальник – я дурак и наоборот)  им привычнее. Помимо   правовой некомпетентности есть проблема и психологической трусости, так как для того, чтобы защищаться,  необходимо  еще определенное мужество. А с этим у нас очень плохо.