пятница, 28 сентября 2012 г.

Сцена на педсовете





Официальный документ — "Протокол заседания педагогического совета Н-ской средней школы от 18 марта 1940 года.
Присутствовали : все преподаватели.
Слушали : сообщение руководителя шестого класса о поведении ученика того же класса Зураба Вашаломидзе.

Высказались:
Преподаватель физики : «В природе не существует энергии, которая могла бы расшевелить Вашаломидзе. Мальчик этот — погруженное в жидкость тело, на которое не действует никакая выталкивающая сила!» 

Преподаватель математики : «Для меня Вашаломидзе — уравнение со ста неизвестными. Решить такое уравнение я не в силах». 

Преподаватель химии : «Никакой реакции! Сидит и выматывает мне нервы. Это какой-то необычный лакмус: он никогда не краснеет!»

Преподаватель русского языка : «А по-моему, он просто и-ди-от».

Преподаватель географии : «Познания Вашаломидзе весьма не рельефны. Мальчик или аномальный, или истощен"
.
Преподаватель истории : «Это скорее человек каменного века, чем цивилизованный представитель двадцатого столетия. Никакого прогресса. Вашаломидзе — позор для всего класса».

Школьный сторож : «Да что вы пристали к бедному ребенку? Если уж он такой дурак, как же вы его переводите из класса в класс?»

3авуч : «Тебя не спрашивают! Твое дело — приходить вовремя и звонить!»

Преподаватель грузинского языка (близкий родственник Вашаломидзе ): «Я вас не понимаю! Можно подумать, что на этом Вашаломидзе свет клином сошелся! Да кто у вас в классе лучше его? Может, директорский сынок? Круглый пятерочник, а такого идиота я в жизни не встречал! Сидит на уроках, точно сыч в дупле».

Преподаватель физкультуры : «А почему ты ему пятерки ставишь?»

Преподаватель грузинского языка : «А ты попробуй, не поставь!»

3авуч : «Замолчите!.. Вы!..А ты что скажешь, Вашаломидзе?»

Вашаломидзе : «Учитель грузинского языка нрав».

3авуч : «Истукан! Не об этом спрашиваю! Что ты скажешь о себе?»

Вашаломидзе : «О себе? На этот раз простите, а в дальнейшем я исправлюсь!»

На этом содержательный разговор на педагогическом совете в очередной раз был завершен. 

Нодар Думбадзе. Отрывок из книги «Я, бабушка, Илико и Илларион».

среда, 5 сентября 2012 г.

Портфолио: за и против!



Портфолио из творческих работ, грамот и сертификатов, которое ученик собирает на протяжении обучения в школе, должно войти в обязательный пакет документов при приеме в российские вузы, заявил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович в ходе круглого стола в РИА Новости, посвященного дополнительному образованию детей. 

"Когда человек поступает в российский вуз, то приемная комиссия смотрит только на его результаты ЕГЭ. Но его портфолио тоже очень важно, и во многих странах мира оно является частью пакета документов, который должен подать абитуриент", - сказал Бунимович. 

Он отметил, что портфолио - результат дополнительного образования, которым дети занимают в свободное от школьных занятий время. Для того, чтобы оно влияло на результаты при приеме в вуз, у дополнительного образования нужно изменить статус и признать его частью общего обучения, считает эксперт. 

"Мне кажется, проблема начинается уже в названии. Почему образование называется дополнительным, когда в часы, на него отведенные, ребенок изучает то, что он любит? Он формирует свой будущий досуг, а, возможно, и свою будущую профессию", - заявил Бунимович во время круглого стола, организованного Московским кредитным банком (МКБ). 

По его словам, в настоящее время у школьников выбор образовательных дисциплин становится свободнее, кроме обязательных предметов, они могут изучать то, что им действительно интересно. Эксперт считает, что границы между обязательной и факультативной частью образовательного процесса почти стерлись, поэтому образование уже не может называться дополнительным и для него нужно подобрать другое определение. 

Слишком профессиональный подход

Бунимович также отметил, что в России дополнительное образование часто имеет профессиональный уклон и направлено на достижение серьезных результатов, что лишает детей возможности заниматься просто для саморазвития. 

"Это очень странная ситуация, когда спортом или музыкой могут заниматься только те дети, которые достигают успехов в этих сферах. Так было в СССР, но теперь все изменилось. Сейчас у нас есть, например, блестящая плеяда профессиональных музыкантов, но у нас нет аудитории, которая может их слушать, потому что любителей мы не воспитали", - сказал он. 

"Когда наши дети приезжают за границу на соревнования, то их тренеров спрашивают, откуда берутся такие вундеркинды. Но интенсивные занятия спортом с 6-8 лет даются слишком тяжело, и к 20 годам они уже уходят из спорта, потому что сильно устают и морально, и физически", - добавил президент МКБ Александр Николашин. 

Безоценочная шкала

По мнению экспертов, которые собрались на пресс-конференции, единых критериев оценки учреждений дополнительного образования не может быть из-за их разных возможностей, целей и форм обучения. "Единой шкалы оценок для работы таких учреждений не существует. Главное, чтобы они были удобными и востребованными", - сказал владелец МКБ и отец 23 детей Роман Авдеев. 

Бунимович к этому добавил, что кружки и секции, помимо всего прочего, обязательно должны быть безопасными. 

"Важно, чтобы эта система была открытой и чтобы в нее приходили новые интересные, увлеченные люди. Но меня как уполномоченного по правам ребенка также очень беспокоит, чтобы она была безопасной в самом разном смысле этого слова", - сказал он.

Источник: интернет

суббота, 1 сентября 2012 г.

Дмитрий Быков о необходимых школьных предметах



3202880-80859b1e59d4ce5e.jpg
Слежу как учитель со стажем с волненьем особого рода: куда он придет с патронажем в начале учебного года? Какие захочет предметы избрать для инспекции личной? Ведь это же приоритеты не только для школы столичной. Пришла методичка Господня, пути указали оттуда: им избраны были сегодня история и физкультура. «По плану!» - заметил бы Летов, до времени канувший в Лету. Серьезнее этих предметов в России действительно нету.

  Скажу как учитель со стажем, детей наставлявший годами: к чему география, скажем? Чего мы у них не видали? К чему нам заморские гады? Мы любим родные просторы. Для массы довольно Хургады, а прочие знают офшоры. Чужие нас долго учили, смущая своею нирваной... По этой же самой причине не нужен язык иностранный. К чему нам жаргон закордонский? У Штатов свои сателлиты! Пускай они учат подонский, язык россиянской элиты.

  Зачем анатомия детям? И так уж над книгами скисли! Их можно занятием этим навлечь на опасные мысли. К чему бы вам знать, недотепы, признавшие Родину раем, - что органы есть, кроме попы, в которой мы все пребываем?И физики тоже не надо: она из простых долбогребов растит либерального гада, как Сахаров и Твердохлебов. Наука, источник измен ты. Страшна ты державному игу. Пошли бы они в диссиденты, не будь они физики? Фигу! Все были из этой обоймы, плюс Гинзбург, не веривший в Бога... Что, физику надо для бомбы? Рогозин страшнее, чем бомба!

Зачем математика детям? Она - достоянье авгуров. Не надо. А то мы заметим, как грамотно действует Чуров. Не надо нам лишних акцентов, не надо растить атеиста... Вам сказано - двести процентов! А в Грозном бывает и триста. Зачем рисование детям? И так уж они языкаты, способности некуда деть им - еще нарисуют плакаты, еще соберется колонна, от воли пьяна, как от спирта...

  Опять никуда без ОМОНа - а где у нас столько квартир-то?

  Наука - опасная дура, губительная для кого-то. История и физкультура - вот средство растить патриота. История - чтобы мы знали, взирая на мир из провала, что все, до малейшей детали, уже многократно бывало; что нет оснований, ребята, стремиться на свет из утробы: мол, будет иначе когда-то... С чего бы, ребята, с чего бы?!

История - ваша подружка и самый испытанный гуру. Она вам подскажет на ушко, когда применить физкультуру - не все же смиряться, как Неру!

Учитесь готовиться к бою: кто бег выбирает, к примеру, а кто-то займётся стрельбою. Ведь повод, по-моему, рядом - грядут перемены, разломы...

Дружите с важнейшим снарядом - его называем козлом мы. Он важен для силы и роста, серьезнее нету снаряда...

Его перепрыгнуть непросто.
  Но очень, по-моему, надо.

Дмитрий Быков

Источник:   novayagazeta.ru

пятница, 8 июня 2012 г.

Иностранный язык станет третьим обязательным ЕГЭ с 2020 года



Иностранный язык станет третьим обязательным ЕГЭ с 2020 года

Материал предоставлен изданием ИТАР-ТАСС
8 июня 2012, 14:35  Россия  образование  закон все метки




МОСКВА, 8 июня. /ИТАР-ТАСС/. В новых федеральных государственных образовательных стандартах /ФГОС/ для старшей школы появилось положение о третьем обязательном ЕГЭ – это будет иностранный язык. При этом выпускник сможет сам выбрать уровень – базовый или углубленный — на котором будет проводиться экзамен. Это следует из текста новых стандартов. Накануне их зарегистрировало Министерство юстиции РФ, эту информацию подтвердил ИТАР-ТАСС замглавы Минобрнауки РФ Игорь Реморенко.
Однако, по его словам, в качестве обязательного ЕГЭ иностранный язык будет повсеместно введен только в 2020 году, когда новые ФГОС для старшей школы охватят все регионы РФ, если не будет принято других решений, что маловероятно.
«Это сигнал тем ребятам, которые в будущем начнут учиться в 10-11 классах. Для меня самого было неожиданным, что группа Михаила Ковальчука /занималась доработкой стандартов – прим.ТАСС/ предложит согласиться с общественным мнением, что иностранный язык должен стать обязательным для выпускников школ. Но это, по всей видимости, прогрессивная мера», — уверен Реморенко.
Замминистра отметил, что новый стандарт будет вводиться в российских школах «по мере их готовности» к этому.
Все старшеклассники будут обязательно изучать русский язык и литературу, математику /алгебра и начала анализа, геометрия/, иностранный язык, предмет «Россия в мире» / история/, ОБЖ и физкультуру. В стандартах прописано также несколько предметных областей, в каждой из которых ученик обязан выбрать хотя бы один предмет. Среди таких областей – филология, иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физкультура и ОБЖ. Учебный план, согласно тексту ФГОС, состоит из 9-10 предметов, при этом 3-4 предмета школьникам нужно выбрать для углубленного изучения, а общая длительность занятий не должна превышать 37 часов в неделю. Кроме того, помимо сдачи ЕГЭ, выпускникам предстоит подготовить индивидуальный учебный проект.
Введение новых стандартов обучения в старших классах обсуждалось с 2010 года, свои проекты подготовили две группы разработчиков, затем проект разрабатывала рабочая группа под руководством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. В мае президент РФ Владимир Путин поручил утвердить ФГОС не позднее июля. Проект стандартов подписал еще и.о. министра образования Андрей Фурсенко, а при новом главе Минобрнауки их отправили в Министерство

суббота, 26 мая 2012 г.

Никого не спрашивали....

Среднее образование в России станет платным с 2012 
года. Государственной Думой, благодаря партии «Единая Россия», которая единогласно (314 голосов) проголосовала «за», был принят закон, согласно которому, с 1 сентября 2013 года среднее образование в России станет платным. 
Согласно принятому закону, большая часть учреждений социальной сферы – больницы, школы и детсады – перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Иными словами, государство будет оплачивать не всю их 
деятельность, как сейчас, а только определенный объем услуг по 
госзаданию (субсидированию). Все остальное соцучреждениям придется зарабатывать самостоятельно. 
Единственное, что ребенок может получить бесплатно – это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю). А за такие предметы как рисование, музыка, информатика, физика, химия, биология и др. родителю придется заплатить. По предварительным данным, 
стоимость обучения в месяц составит порядка 6-7 тысяч рублей. Это порядка 54-70 тысяч в год и около 630 тысяч за все 11 лет обучения. Отметим, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит весь набор предметов, что и раньше. 
Учитывая то, что по официальным данным, у нас 40% населения живет за чертой бедности, чуть больше трети россиян будут безграмотными и не поступят в институт из-за того, что родители этих детей не будут иметь возможности оплатить обучение. 
Отметим, что сейчас выплачивается материнский капитал, который составляет 343 278 рублей, но он выплачивается, только если в семье появился второй ребенок. Основной его задачей является помощь семьям в улучшение жилищных условий и оплате обучения ребенка. Однако вышеупомянутая сумма выдается, если у вас два ребенка, и при не хитром 
подсчете стоимость обучения за двух детей в средней общеобразовательной школе за 11 классов составит около 1,2 миллиона рублей. При этом нужно учесть, что детям нужно еще оплатить детский сад, спортивные и 
развлекательные секции, снабдить учебниками, купить школьную форму и многое другое. В итоге получается, что в среднем родитель должен будет тратить на 1 ребенка в месяц порядка 20-25 тысяч рублей. 
А о том, что сельские школы, которые еще не добила оптимизация, добьет новый закон и вообще лучше не говорить. Ведь на селе школа, которая вдобавок переведена на подушевое финансирование, прибыльной, самоокупаемой быть просто не сможет. А значит, ее просто закроют. Отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и 
переход на госзадания сделают платными и те немногие кружки, которые пока еще остаются бесплатными. Чиновники говорят, что оплачивать нужно будет только дополнительные занятия сверх программы. Но будет ли стимул у педагогов давать нормальные знания в рамках бесплатных часов? 
В заключение отметим, что при принятии этого решения мнения граждан Российской Федерации не учитывалось, их просто поставили перед фактом, что со следующего года им придется оплачивать обучение своих детей. Тем не менее, налоги гражданам никто снижать не собирается, напротив, 
ежегодно появляются всё новые материальные облегчения, которые вскоре, наверно, сравняются с зарплатой среднестатистического жителя России. 

вторник, 15 мая 2012 г.

Завысил - уволят!


Педагогам станет невыгодно завышать оценки выпускникам


Учителям, подтасовавшим результаты государственной итоговой аттестации, может грозить увольнение
А сами штрафы за повышение экзаменационных баллов девятиклассникам могут вырасти в несколько раз.
Как сообщили «МК» в Минобрнауки, соответствующий проект изменений в федеральное законодательство вызван участившимися фальсификациями результатов экзаменов, которые сдают девятиклассники. В основном от липовых результатов страдают учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы и т.д.) — их студентами становятся выпускники с неправомерно завышенными оценками. Причем наказать фальсификаторов сейчас практически невозможно. Так, по действующим нормам, штрафу могут подвергнуться лишь педагоги самой школы, где произошли нарушения, и муниципальные или государственные служащие. А экзамены у учащихся обычно принимают рядовые учителя из других школ. По новому же законопроекту предлагается привлекать к административной ответственности любых сотрудников сферы образования. Кроме того, штраф за искажение результатов экзамена планируется повысить с 3—5 тысяч рублей до 20—40 тысяч. Также в случае одобрения изменений в закон учителей смогут даже увольнять
Московский комсомолец      MK.RU

    В настоящее  время  уволить учителя за искажение результатов экзамена  невозможно. Дело в том, что в правовом отношении российские учителя одни из самых защищенных в мире. Правда в том, что многие не знают и не хотят знать законодательство и  свои права, так как жить по понятиям ( ты начальник – я дурак и наоборот)  им привычнее. Помимо   правовой некомпетентности есть проблема и психологической трусости, так как для того, чтобы защищаться,  необходимо  еще определенное мужество. А с этим у нас очень плохо.

воскресенье, 13 мая 2012 г.

Эксперты: за неудачи ЕГЭ ответственен ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов


http://www.apn.ru/opinions/article26242.htm
Кажется, вся прогрессивная общественность мечтает о том, чтобы в новом кабинете министров не нашлось места нынешнему главе Минобрнауки Андрею Фурсенко. Именно его винят в реформе образования, вызвавшей бурное возмущение. Однако прогрессивной общественности стоит задуматься о том, изменится ли ситуация с реформой от смены министра. Анализ истории реформы показывает, что изменения зависят, увы, не от персоны министра.

Раздражение общественности фигурой Андрея Фурсенко объяснима – ведь именно в его бытность на посту министра мы стали свидетелями попыток введения целого ряда революционных новшеств, которые при всем старании так и не нашли позитивного отклика в нашем обществе, пишет политолог Михаил Тульский в «Аргументы.ру». Достаточно вспомнить такие инициативы, исполненные или затерявшиеся во властных коридорах, как ЕГЭ, ГИФО, подушевой порядок финансирования образовательных учреждений, новые образовательные стандарты, присоединение к Болонской системе и как апофеоз – новый закон об образовании.

Безусловно, каждая из этих инициатив оказалась, по меньшей мере, палкой о двух концах – причем оба больно ударили по гражданам.

Но мало кто знает, что у этих начинаний «ноги растут» совсем не из Минобрнауки. «Профессионалы знают, где находится штаб, генерирующий идеи революционных изменений отечественного образования, - пишет Тульский. - Любой специалист, мало-мальски знающий ситуацию, без колебаний укажет вам на самого влиятельного образовательного политика России. Это ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Человек до сего дня не занимающий никаких чиновничьих позиций и умело остающийся в тени высокопоставленных визави и критических стрел».
В конце 90-х годов, когда в современной России встал вопрос, куда двигаться отечественному образованию, именно ВШЭ было поручено разрабатывать подходы по изменению системы, напоминает политолог. Возглавил эту работу лично Ярослав Кузьминов. «Практически все линии модернизации, которые сегодня реализуются в системе образования Российской Федерации, были в той или иной мере либо предложены им самим, либо разрабатывались при непосредственном участии и руководстве ректора «Вышки», - пишет  Тульский.

ЕГЭ, объявленный как более справедливый порядок отбора в вузы (помните: «талантливый школьник из провинции получит шанс»?), исковеркал весь смысл образовательного процесса в старших классах: учителя перестали требовать от учеников понимания содержания урока и стали натаскивать на сдачу тестов. А слабая заинтересованность регионов в прозрачности и справедливости его результатов привела к появлению массы липовых «провинциальных талантов», умудряющихся получить 100 баллов из 100 возможных, например, в тесте по математике, которых не смогли сдать с таким результатов даже профессора.
Стоит отметить, что идея ЕГЭ как независимого электронного тестирования выпускников школ разрабатывалась в недрах ВШЭ в течение нескольких лет, пока в 2003 году не началась экспериментальная апробация этой формы аттестации школьников по всей стране, а затем в 2009 ЕГЭ не заработал в штатном режиме. «Вводился ЕГЭ на фоне абсолютного непонимания обществом его целей и задач, - пишет Тульский. - И, как следствие, сопровождалось все это непрекращающейся острейшей дискуссией о его целесообразности». Кузьминову же принадлежит идея финансового поощрения отличившихся выпускников или ГИФО( государственные именные финансовые обязательства). ГИФО должны были работать в паре с ЕГЭ и материально стимулировать школьников. Однако ректорское сообщество оказалось сплоченнее учительского, и с этой идеей пришлось повременить.

А подушевой порядок финансирования школ ввели в действие под лозунгом материального стимулирования уже школьной администрации – и получили вполне ожидаемое закрытие малокомплектных школ, а с ним – ускорение бегства молодежи из сел, деревень, а теперь и небольших городов и поселков. Того и гляди в результате все школы сосредоточатся вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, мрачно шутят учителя. «В результате механизм нормативного подушевого финансирования формально утвержден, но на деле работает так: на региональном уровне утверждается финансовый норматив, а потом - на уровне муниципалитета деньги перераспределяются между школами в зависимости от условий и потребностей школы», - пишет Тульский.
Скандал с образовательными стандартами оказался одним из самых громких: тут даже самые бестолковые родители сообразили, что бесплатно их детей в школе будут учить подтягиваться на турнике и любить Родину.
С присоединением к Болонской системе тоже оказалось не все гладко: разделяя высшее образование на бакалавриат и магистратуру, его сторонники объявили бакалавриат основным видом высшего образования. Но он на год короче принятого в России, по свое сути приближаясь, скорее, к образованию в техникуме, чем в вузе. Тут уж обвинения в том, что из российских детей хотят вырастить неучей, годных только работать на буровой, качающей нефть на экспорт, вышли за пределы анекдота. А когда появился законопроект «Об образовании» эта гипотеза перешла в разряд аксиом.
В результате, присоединение к Болонской системе завязло в дискуссиях (а оно, между прочим, означает международное признание российских дипломов), а закон «Об образовании», по словам Тульского, «отправлен в бессрочную ссылку общественного обсуждения».

Важную роль сыграл Кузьминов в выработке нового порядка финансирования образовательных учреждений - не по числу учителей или смете расходов, а по финансовому нормативу, в зависимости от числа учащихся. Идея, предложенная «Вышкой», казалась простой, а механизм прозрачным: рассчитать, сколько стоит реализация образовательной программы на одного учащегося, и направить в школу сумму, равную произведению финансового норматива на количество учащихся. Однако, как всегда, «забыли про овраги». «Сегодня уже для всех очевидно, что идея нормативного подушевого финансирования трудно приживается в системе образования РФ из-за огромного числа маленьких школ. Число учащихся в которых не позволяет покрыть все расходы, а состояние школ требует постоянных расходов, к тому же число учителей не уменьшилось при уменьшении числа учащихся», - поясняет Тульский.
Все та же «Вышка» была инициатором разработчиком всего механизма перехода к Болонской системе – стоит при этом отметить, что для ВШЭ это особенно важно, так как она стремится войти в глобальный список привилегированных вузов мира. ВШЭ же приложило руку и к новым образовательным стандартам в старшей школе. А в многострадальном законе «Об образовании», по утверждению Тульского, целые разделы написаны самим Кузьминовым.
Стоит отметить, что все перечисленные реформы сами по себе не столь уж плохи. Чем плоха идея сделать финансирование школ более прозрачным и справедливым? Или уравнять шансы в получении высшего образования для элиты и бедноты? Нельзя не одобрить стремление российскому образованию международное признание, осовременить стандарты образования и саму образовательную систему в целом. Но нельзя не признать, что «идея-то хорошая», вот только ее воплощение подкачало. А это как раз «заслуга» ВШЭ и лично ее ректора Ярослава Кузьминова – именно «Вышка» выбрана в качестве разработчика реформ. Однако, как отмечает Тульский, всякий раз, когда реформы вызывали шквал критики, он обрушивался на министра образования и науки Фурсенко, а Кузьминов оставался в тени.
«Формально «Вышка» - подрядчик, получивший государственный контракт (причем, не один). В действительности же происходит диктат в самом русском смысле этого слова. Диктат, за которым стоят силы более сильные, умы более умные. И тонкие, если судить о той невидимой защите, которую они для себя сотворили, - пишет политолог. - Посудите сами: в силу масштабности всех придуманных «Вышкой» новаций они всякий раз вызывали бурю дискуссий - и в обществе, и среди экспертов, - но все же странным образом реализовывались, имея в запасе серьезную государственную поддержку. Напомним, что жена Кузьминова Эльвира Набиулина работает в Правительстве министром экономического развития - то есть руководит органом, генерирующим стратегию развития страны во всех её сферах. На этом месте воспользуемся излюбленным литературным приемом - недосказанностью...».

«Может, Ярославу Ивановичу уже пришло время перейти от теории к практике, то есть к непосредственной реализации задуманного? Тем более что всю черную работу уже сделали за него другие, - иронизирует Тульский. - К тому же следует учесть, что в кабинете грядут перемены... Должен же быть в каждой уважающей себя семье хоть один министр!».

Сейчас Кузьминов возглавил разработку «Стратегии 2020», частью которой стала программа «Новая школа», в которой изложены сценарии развития системы образования. По словам Тульского, специалисты называют её за глаза «Утопией». Политолог считает, что реализация ее маловероятна из-за незавершенности предыдущих начинаний. Не факт: делать сказку былью вопреки очевидности – любимое занятие на Руси.