пятница, 13 сентября 2013 г.

?С глаз долой - из школы вон?

Вот такая статья - размышление.  Будет ли это работать? Школам и вузам объяснили, как выносить выговор учащемуся или исключать его из учебного заведения. Примет ли процесс избавления от лоботрясов и злостных хулиганов массовый характер, выяснял корреспондент «МН».

Министерство образования и науки утвердило «Порядок применения к обучающемуся и снятия с обучающегося мер дисциплинарного взыскания»(приказ Минобрнауки РФ от 15 марта 2013 г. №185). Согласно ему, можно наказывать учеников и студентов «за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность». 
Подобный документ появился впервые и стал одним из подзаконных актов Закона «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября этого года. Наказание обучающегося и возможность его исключения из школы существовали и раньше во внутреннем уставе учебного заведения, однако только теперь вся процедура применения дисциплинарных мер четко прописана, а правовые аспекты взаимоотношений родителей, учителей и администрации детализированы. «Цель проекта - наведение порядка в бессистемном назначении наказаний обучающихся за тот или иной проступок», - объясняют появление новых правил чиновники от образования.

ОБЯЗАН БЫТЬ НАКАЗАН
Одно из новшеств принятого закона об образовании - прописанная в нем обязанность учащегося учиться. Ну а коли появилась обязанность, значит, должна быть и ответственность за ее неисполнение. Теперь не только над учителем нависают «увольнительные» статьи Трудового кодекса за совершение аморального проступка, за появление в нетрезвом виде на рабочем месте и пр., но и для школьников и студентов предусматриваются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор или отчисление. Решение о том, какое именно взыскание постигнет ученика, будет принимать комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Она должна быть создана в каждой школе, и войдут в нее в равном количестве родители, учителя и школьники.

Предполагается следующий механизм действий. Ученик совершает некий проступок (нарушает, скажем, один из пунктов устава школы, в котором прописано, что «в учебном заведении нельзя появляться в пьяном виде или под воздействием наркотиков, нецензурно выражаться, негативно влиять на одноклассников, совершать на территории школы уголовные преступления и аморальные проступки»), сотрудник школы пишет в комиссию служебную записку об «обстоятельствах дела», та просит от нарушителя письменного объяснения по существу вопроса и на основании полученных сведений принимает решение. Самая суровая мера наказания - отчисление - грозит не всем, а только достигшим 15-летнего возраста. Все, кто младше, будут наказываться замечанием или выговором в зависимости от степени проступка. Фактически для них нарушения на практике останутся без последствий. «При выборе меры дисциплинарного взыскания, - говорится в приказе Минобр-науки, - должны учитываться тяжесть проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей несовершеннолетних. Отчисление из организации допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков». То есть нужно несколько раз злостно накосячить в школе, чтобы с позором быть выгнанным из ее стен.

УЧИТЕЛЯ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА
Проблема ответственности школьников и студентов давно заботит педагогическую общественность. Вспомните, сколько раз вы слышали истории про то, что старшеклассник посылал на три буквы пожилого педагога, а за это его лишь строго журили?

- Я по своему опыту знаю, что с некоторыми детьми сделать что-либо невозможно, - жаловался мне приятель, папа восьмиклассницы. - Ты ему говоришь, что он ведет себя неадекватно и даже одноклассников достал своим поведением, а он тебе: «И что вы мне сделаете? Я малолетка, мне ничего не будет!»

Даже когда «детишки» избивают учителя, обливают его краской, кидают в него учебниками и весь этот беспредел снимают на видео, потом выкладывая его в интернет, все спускается на тормозах, потому что существует презумпция виновности учителя, произрастающая из тезиса о том, что хорошего педагога дети носят на руках, а если не носят, значит, педагог плохой. Поведение «некоторых детей» иногда действительно не укладывается ни в какие рамки, но ведь и педагоги могут позволить себе обзывать учеников «баранами», «уродами», «недоумками», орать за забытый дневник и в исступлении бить указкой по доске только потому, что кто-то не ответил на заданный вопрос. Лишь настоящий профессионал всегда держит ситуацию под контролем, не допуская эксцессов.

Но как раз настоящих профессионалов у нас катастрофическая нехватка. Даже если педагог отлично знает свой предмет, он зачастую не в состоянии найти общий язык с учениками. Почему это происходит, нам рассказаладиректор Института психолого-педагогических проблем детства РАО, к.п.н., профессор Татьяна Волосовец:

Сейчас в педагогических коллективах наблюдается сложная ситуация.Многие учителя находятся в состоянии эмоционального выгорания, что очень часто приводит к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. При этом родители детей озабочены зарабатыванием денег, и педагоги школ вынуждены частично брать на себя еще и функции семьи. Но если мамам и папам не хочется возиться с нерадивым и непослушным ребенком, то о педагогах и говорить не приходится, особенно учитывая тот факт, что многие из них просто не понимают, как найти общий язык с современными детьми. Считается, что будущим педагогам лишние часы по психологии не нужны. Хотя они-то им как раз и нужны в первую очередь: к каждому ребенку школьного психолога не приставишь, и учитель сам должен уметь найти верный психологический подход к своим подопечным. Но выход из непростых ситуаций находят единицы, а взаимопонимания не находит большинство. Именно поэтому сейчас важно поставить проблему психологизации педагогического образования, увеличения часов на психологические дисциплины в педагогических колледжах и вузах.

К СВЕДЕНИЮ!
Многие дисциплинарные проступки школьников возникают вследствие того, что их не понимают и не любят родители и учителя. Если есть дефекты воспитания детей, значит, где-то что-то недосмотрели и упустили взрослые.
По словам Татьяны Владимировны, многие дисциплинарные проступки школьников возникают вследствие того, что их не понимают и не любят: дома - родители, в школе - учителя. Дефекты воспитания детей не появляются ниоткуда. Если они есть, значит, где-то что-то недосмотрели и упустили взрослые - учителя, родители. Это всегда их прокол.

Надо учить наших педагогов слушать и слышать ребенка, - говорит Татьяна Волосовец. - Его не надо наказывать, ему надо терпеливо и настойчиво объяснять. Но такой тактики придерживаются единицы, и в результате до 15 лет ребенок, нуждаясь в поддержке взрослых, не получает ее, а после ему предлагают покинуть учебное заведение из-за плохого поведения. Если так будет происходить, учителям останется расписаться в собственной несостоятельности, ведь образование - это не только обучать, но и воспитывать, и в этом смысле на школе лежит огромная ответственность.

И у учителей своя правда: «За все, что происходит или может произойти с детьми в стенах школы и даже за ее пределами, должны отвечать мы, - сказала нам одна из учительниц московской школы, попросившая не афишировать ее имя. - При этом нам приходится писать тонны объяснительных и отчетов о проведенной работе и времени на воспитание уже не остается. На нас взвалили все: и отчеты, и хулиганов. При этом масса родителей не хочет понимать своей ответственности за детей, но, как только возникает конфликт, они прибегают в школу и кричат, какой у них распрекрасный ребенок, а мы тут все идиоты, которые не могут найти подход к их чудесному чаду. Я вам скажу: учителя сами не заинтересованы в исключении ребят. Это процесс публичный и входит в разряд ЧП, так что шибко принципиальных учителей уговаривают не выносить сор из избы, чтобы школа на фоне других не выглядела плохо. При этом надо помнить, что российская школа обязана всем давать полное общее, то есть 11-летнее образование. Скорее учителю предложат уйти из школы, чем выгонят отморозка-двоечника. Тех, кто спихнул на школу все вопросы воспитания детей, я бы штрафовала. Родители, между прочим, по Семейному кодексу тоже обязаны воспитывать ребенка».

СПРАВКА
Отчисление грозит только достигшим 15-летнего возраста. Все, кто младше, будут наказываться замечанием или выговором в зависимости от степени проступка.
ПЛЮРАЛИЗМ МНЕНИЙ
«Возможность отчисления - отличный инструмент для директоров, трясущихся за показатели успеваемости. От тех, кто портит картину ГИА и ЕГЭ, кого считают необучаемыми, можно будет легко избавиться», - волнуется папа десятиклассника Иван Михайлов. Ему вторят другие родители: «А что если этой мерой воспользуются как поводом для шантажа родителей, недостаточно регулярно «спонсирующих» школу?»

Учителя разделились во мнениях: одни также опасаются злоупотреблений, другие считают, что принятый документ долгожданный и необходимый, а именно его отсутствие давало почву для самодурства директоров.

Во всей этой ситуации не очень ясна судьба отчисленных. В течение месяца после их «изгнания» орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители ученика должны устроить его в новую школу. Но кому нужны ученики с «нехорошим прошлым»? 
Эксперты говорят, что, во-первых, отчисленный ученик может пойти в вечернюю школу, где будет и учиться, и параллельно работать. Во-вторых, непременно найдутся малоуспешные, а потому неукомплектованные школы (их даже неофициально называют школами-гетто), которые готовы будут взять любого ради увеличения финансирования, напрямую зависящего от количества обучающихся.

Ровно по этой же причине, скорее всего, ч. 12, ст. 43 Закона «Об образовании» работать не будет: как только школа отчислит ученика, она потеряет часть денег, через которые финансируется его образование. А деньги - это для школы все и даже больше.
12.09.2013     Е. Хакимова

Комментариев нет:

Отправить комментарий