вторник, 14 июня 2011 г.

В России подросло поколение Путина

Оно требует хлеба и зрелищ. Сам премьер воспринимается, как образ полноты реализации желаемого

Российская молодежь эгоистична, завистлива, алчна и, зачастую, не приемлет моральных принципов. Высшей ценностью для нее являются деньги, которые нужно не только заработать, но и потратить как можно скорее: уверенности в завтрашнем дне у молодых нет. При этом россияне, входящие в возрастную группу 18-25 лет, совершенно не интересуются политикой и жизнью страны в целом. Поэтому никакой модернизации, двигателем которой, по идее, являются молодые люди, не случится. Что отличает современную российскую молодежь, каковы ее ценностные установки, и почему появилось «поколение Путина» в интервью «СП» рассказал известный социолог, доктор философских наук, директор Левада-центра Лев Гудков.

«СП»: - Лев Дмитриевич, для начала, давайте попробуем выделить «вневременные», если можно так выразиться, ценности и установки для молодежи.

- В числе первых я бы выделил такую категорию, как любовь. Любовь как идея, как ценность.

Второе - это традиционные «семейные» ценности: уважение к старшим, родителям, чувство поддержки, признания в семье. Но если говорить о фактическом состоянии, то в нашем обществе существует большой диссонанс между почтительностью и уважением к родителям и несимметричным отношением старших, для которых молодежь - непонятная, страшная, отделяющаяся от них. И даже отчасти угрожающая взрослым.

Третье - образование. Это связано и с амбициями молодого поколения, и с планами на будущее, с уровнем запросов и претензий к жизни.

«СП»: - Теперь, основываясь на вышеперечисленных условно «модельных» ценностях молодежи, давайте поговорим о ценностных установках и жизненных ориентирах современной российской молодежи.

- Наша молодежь не очень отличается от всего российского общества по характеру запросов. Разве что степенью настоятельности тех или иных желаний. Чего хотят люди? На первом месте - денег, это специфическая нынешняя ситуация. Сейчас общество стало более сложным, разорванным, завистливым по сравнению с советским. Начала действовать массовая культура, а она уже задает другие модели, другие формы существования, другие образцы жизни - гораздо более пестрые и яркие.

И молодежь хочет денег - любым образом. И конфликт возникает чаще всего между желаемым и возможностью реализации.

«СП»: - Относительно нынешнего поколения существует мнение, что оно очень цинично. Это связано как раз с желанием заработать денег?

- Я бы не сказал, что молодежь более цинична, чем другие возрастные группы. У молодежи еще сохраняется сильный идеализм, причем противоречивым образом соединяемый с цинизмом, но уже в меньшей степени. Поэтому молодежь менее цинична, чем поколение, скажем, 40-летних. Уже поживших, умудренных, но еще не успокоившихся, как старики. Они наиболее мрачно смотрят на жизнь, особенно это касается женщин.

Цинизм же проявляется отчасти из-за принципа «деньги решают все». Деньги «решают» и поступление в ВУЗ, и выбор ВУЗа, и всю последующую карьеру. Это особенность нынешней молодежи. Советская молодежь делала ставку на знания, на упорство, отличалась идеализмом, - и посредством всего этого добивалась поставленных целей.

Сегодня не вся молодежь рассчитывает на «блат», связи, деньги. И здесь есть такая зависимость: чем ниже интеллектуальный капитал в семье, тем сильнее миф о всесилье денег. И наоборот: чем образованнее семья, чем сильнее интеллектуальный капитал, тем больше акцент делается на личных способностях человека, его умениях самоорганизовываться, планировать свою жизнь на долгое время.

Вообще, способность жить не только сегодняшним-завтрашним днем характерна как раз для интеллектуальной молодежи.

«СП»: - А как разделяются эти две группы?

- Примерно 15-17% молодежи - это люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Эти люди будут пытаться найти хорошую работу, имея в виду не только денежное вознаграждение, но и вклад в свой собственный капитал на долгосрочную перспективу, возможность относиться к себе с уважением. Причем эти люди ориентированы на интеллектуальную работу, намерены получать от нее удовлетворение. Это очень важно. Важно и другое: стремление в первую очередь к профессиональной самореализации в конечном счете дает большее материальное вознаграждение, чем же просто стремление заработать побыстрее на первых порах.

У нас в обществе вообще очень «короткое» время. Для молодежи этого времени побольше, но все равно мало . На выходе из образовательных учреждений в большинстве своем молодые люди стремятся как можно быстрее заработать деньги.

«СП»: - Тоесть большинство молодых людей не планируют свою жизнь в средне- и долгосрочной перспективе?

- Да, молодые люди сегодня «живут» самым ближайшим днем. Не дальним будущем - отложенного удовольствия, отложенного потребления, что характерно для развитых обществ. И именно потому, что наша молодежь не ставит себе задач на долгую перспективу, она во многом повторяет своих родителей. И оказывается еще более конформистским, чем поколение своих родителей.

«СП»: - Исходя из этого, та модернизация, о которой говорят так много руководители нашей страны, лишена главного двигателя - молодежи?

- Совершенно точно. Безынициативность молодежи везде, кроме сферы потребления: в сфере политического участия, взятии на себя ответственности. Последнее, возможно, является и самым важным. К примеру, если посмотреть на результаты исследований, скажем, немецкой молодежи, то там 60-70% участвуют в различных добровольных объединениях. Сколько у нас таких, я думаю, не имеет смысла даже говорить. В организациях гражданского общества, различных некоммерческих организациях представлены люди среднего возраста. А молодежь относится к этому в лучшем случае индифферентно.

«СП»: - Вот мы и подошли к политике. Известно, что нынешняя молодежь совершенно не заинтересована в политике: политически пассивных - подавляющее большинство. Но все же из тех, кто интересуется: для них какие направления в политике интереснее других? Это «правые», «левые», какие-то другие политические силы?

- Они распадаются примерно поровну. О существовании же разного рода политических организациях, молодежных сегментов разных политических партий знает очень мало молодых людей . Если взять Москву, мегаполис с большой долей проникновения информации, то даже в столице знают об этих политических организациях 50-60% молодых людей. А симпатизируют кому-нибудь, даже не участвуют, а симпатизируют - не более 6%. Готовы участвовать - еще меньше.

«СП»: - А почему? Есть ли объяснение этому?

- Неинтересно. Не видят смысла в этом. Считают, что оказывать влияние на власть никакие организации не могут - так думают до 90% молодых людей. Идея общего блага, которая очень важна, и была важна ранее, для нашей молодежи абсолютно не значима. На первом месте, повторюсь, индивидуальные материальные блага, блага общества потребления.

Дмитрий Иванов

Источник: svpressa.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий