Loading...

понедельник, 7 ноября 2011 г.

Что ответил А.Фурсенко онлайн.

 А. Фурсенко отвечает на вопросы онлайн (с 14 ч. по московскому):
www.gazeta.ru/interview/nm/s3817942.shtml

   "Пресловутое повышение зарплаты до среднего по экономике оказалось показухой. Учителям, может, и добавили, преподавателям -- нет, а работаем в одной школе. Попробуйте прожить в месяц на 5800 рублей сами хотя бы 1 месяц. Без подработки где-то еще это нереально. Обидно за всех преподавателей, да и учителей тоже, жить на такие зарплаты и еще работать стыдно... // Ирина
Доплаты 30% отданы кучке администрации, кому хочу, тому дам, сколько хочу, столько дам. Ни о какой открытости распределения этих денег речи нет. Поголовно почти во всех школах. Расписываемся в ведомостях только бегом, чтобы не успели рассмотреть кому сколько поставили. За замены уроков получаем копейки. На закупку литературы, как и 15 лет назад, получаем 100 р. в месяц. А тратим из своего кармана несравнимо больше. Памятник надо поставить нашим мужьям, что терпят наши бесконечные траты для школы. В 2 смены учителя работают без обеда, т. к. столовые теперь за деньги не кормят учителей. Когда это кончится? // Валентина
Вы считаете справедливой ситуацию, когда директор единолично решает размер стимулирующих надбавок? Кому отослать свой корешок по зарплате? Получаю 9400 за 19 с половиной часов. Работаю в Казани. // Шабанова Индира
Во-первых, давайте с вами будем понимать, что те люди, которые довольны, писать не будут. Это означает, что, конечно, мы имеем поток писем, обращений от тех людей, которые чем-то недовольны. По-моему, из 180 вопросов есть 2 или 3 обращения, в которых люди говорят: ты знаешь, по-моему, неплохо получилось. Я решил, что это кто-то для прикола написал, но такие обращения тоже есть.
На самом деле сбои есть. Мы достаточно жестко мониторим этот проект. Я хотел бы начать с того, что было обещано. Потому что это самое главное для нас -- насколько мы четко выполняем взятые на себя обязательства. Было сказано, что в результате довольно сложного, масштабного проекта помимо вопросов модернизации образования, поступления оборудования, переоборудования школ средняя заработная плата учителя в каждом регионе должна либо достичь средней заработной платы по экономике, причем с некоторой задержкой, потому что мы оценивали среднюю зарплату по первому кварталу этого года; либо если это не получается, то увеличить по крайней мере на 30%. Речь шла о средних заработных платах, и при этом было сказано, что зарплата каждого учителя должна меняться в зависимости от его достижений. Я хотел бы, чтобы точно прозвучало, что было обещано, какие обязательства на себя взяло государство.
После этого задачей федерального центра было перечислить вовремя все деньги, которые должны были пойти в том числе на увеличение бюджетов регионов и обеспечить такое повышение; заключить соответствующие соглашения с регионами, в которых четко прописаны обязательства, наши и регионов, четко прописаны обязательства по повышению зарплаты, и отследить, как это выполняется. Деньги мы перечислили до 1 августа. Ни у одного региона, ни в одном письме этот вопрос не ставится под сомнение.
Вторая вещь. Мы сформулировали, какого уровня должны достичь средние заработные платы. Из большинства вопросов видно, что сами соглашения, которые находятся в открытом доступе, кстати говоря, во всех регионах... Все, кто высказывает претензии, эти соглашения не читали, хотя они могли это прочесть и увидеть, что происходит.
Кроме этого во всех соглашениях было четко сказано, что речь не идет об окладах, а об общей сумме, которую получают в данном случае учителя, в данном случае в сентябре или в четвертом квартале этого года. Заработная плата не состоит только из окладов. У нас в большинстве случаев происходит смешение, учителя, да и не только учителя, рассматривая зарплату, отождествляют ее с окладом. А те стимулирующие надбавки, которые сегодня вводятся и которые, я считаю, должны быть, потому что должна быть постоянная и переменная часть, воспринимаются как нечто не имеющее отношения к окладу.
Когда мне начинают говорить о том, какие маленькие зарплаты они получают, не в данном вопросе, а вообще, спрашиваю: какие отпускные вы получаете? Потому что отпускные -- я думаю, что вы знаете, -- считаются очень просто. Берется доход за 11 рабочих месяцев, и делится на 11. Я считаю, что это более правильный подход. Я считаю, что вообще мы должны психологически потихонечку переходить к годовому доходу, потому что там проще оценить, сколько ты получил и сколько ты не получил.
До тех пор пока у нас будет оцениваться оклад отдельно, премия отдельно, стимулирующая надбавка отдельно, мы все время будем говорить на разных языках.
Еще раз повторю: когда мы говорим о среднем окладе, мы говорим о всех деньгах, которые получены учителем по основному месту работы за его работу.
При этом по нашему мониторингу есть целый ряд регионов, а в регионах есть целый ряд муниципалитетов, где действительно в полной мере проект не был выполнен. Например, у нас есть регионы, где почему-то решили, что все эти деньги надо задержать и выплатить в виде премии в конце года. Это полностью противоречит подписанному соглашению. И там, где такие решения были приняты, уже есть реакция. Некоторые люди, которые взяли на себя решение таким образом, уволены. Некоторые получили наказание. Мы отслеживаем этот процесс, у нас мониторинг идет еженедельно.
В некоторых случаях произошли технические сбои. Мы неправильно посчитали зарплату, и оказалось, что обязательства, о которых я сказал, не выполнены. Мы отслеживаем этот процесс. И в этом случае тоже обращаем внимание регионов, и эти ошибки будут исправлены, деньги будут выплачены учителям.
Но не в случае, когда в школах принято решение о том, что кому-то повышают зарплату более существенно, а кому-то менее существенно. Я считаю, что этот процесс нормальный при одном условии: если такое решение принимается не субъективно, в силу личных отношений, например, с директором школы, а когда это делается так, как должно делаться по нашим методическим рекомендациям, когда к участию в распределении, скажем, стимулирующих надбавок привлекаются профсоюзные организации, привлекается управляющий совет, состоящий из родителей, и когда все это абсолютно прозрачно и известно всему коллективу. Может быть, не каждая отдельная выделенная сумма, но на каких принципах, исходя из каких требований кому-то платится более высокая зарплата, а кому-то более низкая.
На самом деле повышение существенное. Мы смотрим, что значительная часть регионов перевыполнила свои обязательства. Мы готовы представить вам, если это требуется, -- у меня под руками нет этой информации -- сведения о том, как повысились средние зарплаты за три кварталы. Такого повышения не было за все время моего пребывания в должности министра.
При этом сам по себе факт, что мы берем обязательства повышения средней заработной платы учителей до средней зарплаты по экономике, -- это решение, которое далеко не каждая самая развитая экономика берет на себя. Другое дело, что у нас и средние зарплаты по экономики низкие, но это уже отдельный вопрос, вопрос развития экономики в целом.
Есть претензии, почему мы берем средние зарплаты по регионам, а не по стране. Мол, у нас образование общее, дети все общие, значит, почему бы нам не выстраивать среднюю зарплату по стране тоже общую. Считаю, что до тех пор, пока в России настолько разные условия жизни, настолько разный уровень жизни, мы выстраивать единую шкалу для всей страны не можем. Когда у нас потребительская корзина в одном регионе может стоить в разы больше, чем в другом, и зарплата должна отслеживать стоимость этой потребительской корзины. Невозможно платить одну и ту же зарплату в Ямало-Ненецком округе и, например, в Адыгее. Это еще группа вопросов, которые тоже обсуждаются в интернете, не только в вопросах, которые пришли в "Газету.Ru", но и в другие места.
Моя позиция заключается в том, что мы должны создавать условия для мобильности кадров. Если человек хочет получать более высокую зарплату и готов поехать в регион, где условия жизни гораздо более жесткие, но и зарплата выше, -- такая возможность должна быть ему предоставлена. Но выровнять все зарплаты под одну гребенку по любому направлению -- по образованию, по здравоохранению, по культуре -- мы сможем об этом говорить только тогда, когда у нас условия, уровень жизни будет одинаковым по всей стране.
Думаю, что с учетом логистики, климатических условий, такой сложной географии мы нескоро к этому придем. Ни одна большая страна добиться таких решений не может."

Комментариев нет:

Отправить комментарий