Решаем проблемы по аттестации.
Уважаемые коллеги! Буду признателен всем, кто сможет поделиться своим мнением о новой аттестации педагогов. Какие проблемы возникли у нас, можно узнать из приведенного ниже обращения. Сегодня был в областном Департаменте образования. Появилась уверенность, что почти все поднятые здесь проблемы будут решены.
Директору Департамента
общего и профессионального
образования Брянской области
Оборотову В.Н
Уважаемый Владимир Николаевич!
Бежицкая районная организация г. Брянска Общероссийского профсоюза образования обращается к Вам по вопросу приказа Департамента № 1495 от 21.09.2011 года « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на первую и высшую квалификационные категории».
В районную организацию профсоюза обращаются педагоги с жалобами на условия прохождения аттестации в Брянской области на первую и высшую категории. Ознакомление с параметрами соответствия при аттестации на первую и высшую квалификационные категории, утвержденных приказом Департамента, дают все основания полагать, что, действительно, возможности прохождения аттестации для педагогов области неоправданно затруднены.
Требования, изложенные в вышеуказанных параметрах соответствия при аттестации на первую и высшую квалификационные категории, существенно завышены по сравнению с условиями, которые определены в разделе «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)» Приказа Министерства образования и науки РФ № 209 от 24 марта 2010 года « О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Кроме этого, требования данных параметров завышены и по сравнению с условиями, которые определены в разделе 4 «Организация и сроки проведения аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей)» Приказа Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 10.06.2011 года № 1011 « Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения Брянской области».
Среди явно необоснованных требований на соответствие первой и высшей категории в первую очередь можно выделить следующие:
- победитель или лауреат профессиональных конкурсов;
-президентский или губернаторский грант;
-публикации ( на сайтах, в СМИ), статьи;
- наличие государственных наград, ученой степени;
- обобщение опыта работы на региональном уровне;
- лектор БИПКРО или руководитель методического объединения (если это не уровень образовательного учреждения);
- участие учащихся в конкурсах, марафонах, олимпиадах всероссийского уровня с учетом результатов.
Прошу учесть, что Письмом Департамента общего образования Министерстваобразования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 были направлены Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В этом письме, в ответе на вопрос под № 38, дословно записано: «Результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованияхмогут учитываться только для оценки педагогических работников, деятельность которых связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся. Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории».
Слово « могут» означает только дополнительную возможностьучета результатов всероссийских и международных олимпиад, но не обязывает всех претендентов на высшую или первую категорию работать с обучающимися и воспитанниками, которые участвуют в вышеуказанных олимпиадах.
Кроме этого, в данных Разъяснениях есть вопрос под № 43 «Можно ли считать, что в пунктах 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников содержится исчерпывающий перечень требований соответствия работника первой или высшей квалификационной категории, не подлежащий дополнительному уточнению?»
На этот вопрос дается ответ, что « в соответствии с пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников аттестация проводится для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории.Исчерпывающий перечень этих требований содержится в пунктах 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работнико в».
Министерством образования и науки РФ совместно с Институтом содержания образования государственного университета высшей школы экономики была также подготовлена Методика оценки уровня квалификации педагогических работниковпод редакцией В.Д. Шадрикова и И.В.Кузнецова.
В Приложении 7 вышеуказанной Методики изложены Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой и высшей квалификационных категорий .
Следует отметить, что в данной Методике есть определенные отличия требований, предъявляемых к первой категории от требований к высшей. Требования к первой категории ниже, чем к высшей. Например, для педагогов первой категории допускается, что « возможно сочетание не- высокой общей культуры с высоким уровнем саморганизованности, что позволяет компенсировать недостатки и в результате обеспечивать приемлемое выполнение педагогической деятельности».
Также допускается, что « его (педагога) уровень умений не всегда обеспечивает высокие результаты в освоении предметного содержания, так как он недооценивает многогранность учебно-воспитательного процесса. Педагог «не всегда видит» место преподаваемой дисциплины в учебном плане, не умеет выделить главного (существенного) и второстепенного в учебном содержании, в системе понятий – для него все важно.
В результате, несмотря на все усилия, некоторая часть обучающихся показывает невысокий уровень знаний, умений и навыков по предмету в целом».
Следовательно, при подготовке параметров соответствия при аттестации на первую и высшую квалификационные категории, у ответственных за аттестацию сотрудников Департамента не было правовых оснований уравнять параметры соответствия первой и высшей квалификационной категории.
В вышеуказанном Письме Департамента общего образования Министерстваобразования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 объясняется, что «нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут приниматься только по вопросам, связанным с проведением аттестации педагогических работников, которые не должны противоречить федеральному законодательству, в т.ч. Порядку аттестации педагогических работников, утвержденному приказом от 24 марта 2010 г. № 209». Значительная часть параметров соответствия на высшую и особенно на первую категорию выходит за рамки требований, которые предусматриваются в федеральных нормативных актах.
Необходимо отменить аттестацию руководящих работников образовательных учреждений на первую и высшую категорию, так как это не предусмотрено федеральными нормативными актами. В Письме Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 о проведении аттестации руководящих работников написано дословно следующее:
« Обращаем внимание, что вновь утвержденный Порядок аттестации не предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений … »
Желательно также проверить содержание тестов на соответствие занимаемой должности, которые необходимо привести в соответствие с квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» № 761/1 от 26.08.2010 года.
Следует также отметить, что Приказ Департамента № 1495 « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на первую и высшую категории» от 21.09.2011года не имеет юридической силы и подлежит отмене в связи с тем, что нарушена процедура принятия данного нормативного акта.
Дело в том, что в соответствии со ст.11 Федерального закона « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
При принятии Приказа Департамента « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на первую и высшую категории » процедуры учета мнения соответствующего профсоюза не было. Возможное участие некоторых профсоюзных руководителей в комиссиях по разработке нормативных правовых актов по аттестации учетом мнения соответствующего профсоюза не является. Проекты нормативных правовых актов предварительно направляются в территориальный орган соответствующего профсоюза. Мнение профсоюза рассматривается и принимается на заседании только правомочного на это коллегиального органа профсоюза.
На основании вышеизложенного прошу:
1. Отменить приказ Департамента № 1495 от 21.09.2011 года « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на первую и высшую квалификационные категории».
2. Отменить Приложения № 2 , № 3, № 5, № 8 № 9 к приказу департамента от 26.05.2011г. № 927 «Об утверждения Положения о порядке аттестации руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Брянской области».
3. Пересмотреть содержание тестов на соответствие занимаемой должности с учетом квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития № 761/1 от 26.08.2010 года.
С уважением,
Председатель РО профсоюза С.В.Евсютин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий