вторник, 8 ноября 2011 г.

Решаем проблемы по аттестации.


Решаем проблемы по аттестации.
 Уважаемые коллеги! Буду признателен  всем, кто сможет поделиться  своим  мнением о новой аттестации педагогов. Какие проблемы возникли у нас, можно узнать из приведенного ниже обращения. Сегодня был в  областном Департаменте образования. Появилась уверенность, что  почти все поднятые здесь проблемы будут решены.                       
                                              Директору   Департамента
                                                   общего   и профессионального
                                                   образования   Брянской области
                                                                             Оборотову В.Н
                                                                            
                                                                                
Уважаемый   Владимир Николаевич!

       Бежицкая   районная организация   г. Брянска Общероссийского профсоюза   образования обращается к   Вам   по вопросу приказа   Департамента № 1495   от 21.09.2011 года « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на   первую и высшую   квалификационные категории».        
       В районную организацию профсоюза обращаются педагоги с жалобами на условия прохождения аттестации в Брянской области на первую и высшую категории.   Ознакомление с параметрами соответствия при аттестации на   первую и высшую   квалификационные категории, утвержденных приказом Департамента,   дают   все основания полагать, что, действительно, возможности прохождения аттестации для педагогов области неоправданно затруднены.  
        Требования, изложенные в вышеуказанных параметрах соответствия при аттестации на   первую и высшую   квалификационные категории,   существенно завышены по сравнению с условиями, которые определены в разделе «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)» Приказа Министерства образования и науки РФ № 209 от 24 марта 2010 года « О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
        Кроме этого, требования   данных параметров завышены и по сравнению с условиями, которые определены в разделе   4   «Организация и сроки проведения аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей)» Приказа Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 10.06.2011 года № 1011 « Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения Брянской области».
      Среди явно необоснованных требований на соответствие первой и высшей категории в первую очередь можно выделить следующие:
- победитель или лауреат профессиональных конкурсов;
-президентский или губернаторский грант;
-публикации ( на сайтах, в СМИ), статьи;
- наличие государственных наград, ученой степени;
- обобщение опыта работы на региональном уровне;
- лектор БИПКРО или руководитель методического объединения (если это не    уровень образовательного учреждения);
- участие учащихся в конкурсах, марафонах, олимпиадах всероссийского уровня с учетом результатов.

           Прошу учесть, что Письмом Департамента общего образования Министерстваобразования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46   были направлены Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В этом письме, в ответе на вопрос под № 38, дословно записано: «Результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованияхмогут учитываться только для оценки педагогических работников, деятельность которых связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся.   Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории».
Слово « могут» означает только   дополнительную возможностьучета  результатов всероссийских   и международных олимпиад, но не обязывает всех претендентов   на высшую или первую категорию   работать с   обучающимися и воспитанниками, которые участвуют в вышеуказанных олимпиадах.

         Кроме этого,    в данных Разъяснениях есть вопрос под № 43 «Можно ли считать, что в пунктах 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников содержится исчерпывающий перечень требований   соответствия работника первой или высшей квалификационной категории, не подлежащий дополнительному уточнению?»
        На этот вопрос дается ответ, что « в соответствии с пунктом 25 Порядка аттестации   педагогических работников аттестация   проводится для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории.Исчерпывающий перечень этих требований содержится в пунктах 30 и 31   Порядка аттестации педагогических работнико в».

            Министерством образования и науки РФ совместно с   Институтом содержания образования государственного университета   высшей школы экономики   была   также подготовлена Методика оценки уровня квалификации   педагогических работниковпод редакцией   В.Д. Шадрикова  и И.В.Кузнецова.
          В Приложении 7 вышеуказанной Методики изложены Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой и высшей квалификационных категорий .
           Следует отметить, что в данной Методике есть определенные отличия требований, предъявляемых к первой категории от требований к высшей. Требования к первой категории ниже, чем к высшей. Например,   для педагогов первой категории допускается, что « возможно сочетание не- высокой общей культуры с высоким уровнем саморганизованности, что позволяет компенсировать недостатки и в результате обеспечивать приемлемое выполнение педагогической деятельности».
         Также допускается, что « его (педагога) уровень   умений не всегда обеспечивает высокие результаты в освоении предметного содержания, так как он недооценивает многогранность учебно-воспитательного процесса. Педагог «не всегда   видит» место преподаваемой дисциплины в учебном плане, не умеет выделить главного (существенного) и второстепенного в учебном содержании, в системе понятий – для него все важно.
 В результате, несмотря на все усилия, некоторая часть обучающихся показывает невысокий уровень знаний, умений и навыков по предмету в целом».
         Следовательно,   при подготовке параметров соответствия при аттестации на   первую и высшую   квалификационные категории, у ответственных за аттестацию сотрудников Департамента не было правовых оснований уравнять параметры соответствия первой и высшей квалификационной категории.
         В вышеуказанном Письме Департамента общего образования Министерстваобразования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 объясняется, что «нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут приниматься только по вопросам, связанным с проведением аттестации педагогических работников, которые не должны противоречить федеральному законодательству, в т.ч. Порядку аттестации педагогических работников, утвержденному приказом от 24 марта   2010 г. № 209».   Значительная часть параметров соответствия на высшую и особенно на первую категорию выходит за рамки требований, которые предусматриваются в федеральных нормативных актах.

         Необходимо отменить аттестацию руководящих работников образовательных учреждений на первую и высшую категорию, так как это не предусмотрено федеральными   нормативными актами.  В Письме Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 о проведении аттестации руководящих работников написано дословно следующее:
«   Обращаем внимание, что вновь утвержденный Порядок аттестации не предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений  »
    
      Желательно также проверить содержание тестов на соответствие занимаемой должности, которые необходимо привести в соответствие с квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития     РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»   № 761/1 от 26.08.2010 года.

      Следует также отметить, что Приказ Департамента № 1495   « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на первую и высшую категории» от 21.09.2011года не имеет юридической силы и подлежит отмене в связи с тем, что нарушена процедура принятия данного нормативного акта.
       Дело в том, что в соответствии со ст.11 Федерального закона « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях   деятельности» проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.  
        При принятии Приказа Департамента « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на первую и высшую категории » процедуры учета мнения соответствующего профсоюза   не было. Возможное участие некоторых профсоюзных руководителей в комиссиях по разработке нормативных правовых актов по аттестации учетом мнения соответствующего профсоюза не является. Проекты нормативных правовых актов предварительно направляются в территориальный орган соответствующего профсоюза. Мнение профсоюза рассматривается и принимается на заседании только правомочного   на это коллегиального органа профсоюза.
   
              На основании вышеизложенного прошу:

1. Отменить приказ   Департамента № 1495   от 21.09.2011 года « Об утверждении параметров соответствия при аттестации на   первую и высшую   квалификационные категории».
2.      Отменить Приложения № 2 , № 3, № 5, № 8 № 9   к приказу департамента   от 26.05.2011г. № 927 «Об утверждения Положения о порядке аттестации    руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Брянской области».

3.      Пересмотреть содержание тестов на соответствие занимаемой должности с учетом квалификационных   характеристик должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития    № 761/1 от 26.08.2010 года.  





    С уважением,
   Председатель РО профсоюза                                                              С.В.Евсютин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий