вторник, 29 ноября 2011 г.

Учителей заставят сдавать экзамены



От российских школ ждут обновления пятой части кадрового состава
Минобрнауки готовит глобальную переэкзаменовку школьных учителей. В течение 2012 года все педагоги должны пройти обязательную аттестацию, результаты которой могут быть негативными для значительной части учительства - власти, помимо бюджетной экономии, очевидно, преследуют две цели: избавиться от педагогов старшего возраста и дать дорогу молодым.
Процедура аттестации, которая раньше была добровольной, а теперь обязательна для каждого педагога, должна завершиться в 2012 году. Причем в ходе аттестации учителю сейчас не просто присваивается определенная категория для тарифной сетки – необходимо сдать еще и своего рода экзамен на соответствие занимаемой должности, рассказала «
 МН » председатель Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки Галина Меркулова.
  Чиновники Минобрнауки явно рассчитывают в ходе аттестации получить обоснования для сокращения учителей, не отвечающих требованиям модернизационной программы «Наша новая школа». Необходимо обновление 20-22% школьных педагогических кадров, заявил « МН » источник в Минобрнауки.
Профсоюзы уже отмечают, что процедура аттестация стала не только еще более забюрократизированной, но и более жесткой, из регионов поступает много жалоб от педагогов, утверждает Галина Меркулова.
    Переаттестация активно обсуждалась и на форуме «Новый учитель для новой школы», который завершился 22 ноября в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). В нем приняли участие представители всех 58 российских педвузов, с которыми встречался министр образования и науки Андрей Фурсенко.
  Планы обновления пятой части российского учительства означают перспективу скорого увольнения для более чем 200 тыс. человек (по данным Минобрнауки, в России 1 млн 65 тыс. учителей). Однако вслух эту цифру никто сейчас не назовет и в подготовке массовых увольнений не сознается, считает главный редактор журнала «Директор школы» доктор педагогических наук Константин Ушаков. «Однако эти цифру министр уже озвучивал ранее, еще в сентябре 2010 года. Поднялась такая буря возмущения в обществе, что пришлось отказываться от своих слов», - вспомнил эксперт в беседе с корреспондентом « МН ». Напомним, что Андрей Фурсенко тогда заявил, что «потенциал для сокращения - 200 тыс. человек». Он аргументировал это тем, что на одного учителя должно приходиться не менее 13-15 детей. Стоит отметить, что министр тогда пояснил, что Минобрнауки «может лишь рекомендовать, но не указывать школам, сколько и когда нужно уволить педагогов».
«Во всех регионах по-разному, но в среднем сегодня едва 10 детей на одного учителя набирается», - говорит Константин Ушаков. По его данным, показатели, о которых говорил Фурсенко, федеральный центр приводит губернаторам в качестве примера эффективного использования бюджетных средств. «Оптимизация кадрового состава идет постоянно. В 2000-е годы в стране было на 700 с лишним тысяч учителей больше, чем сейчас. Увольняют, как правило, тех, кто меньше всего занят в образовательном процессе: психологов, логопедов, некоторые категории предметников», - подтверждает Галина Меркулова.
В любом случае сокращение вряд ли будет массовым и одномоментным, полагают опрошенные « МН » эксперты. «Никто не пойдет на то, чтобы взять и выбросить из школы ветеранов. Обновление школы должно быть постепенным. Например, в Москве пожилые учителя зачастую переходят на работу в окружные методические центры», - отметил в беседе с корреспондентом « МН » ректор МГПУ Виктор Рябов. «Кто-то, может, и не пройдет аттестацию, хорошо бы выгнать из школы тех, кто в свое время наполучал высокие разряды, а сейчас не работает. Но 20-22% - явно завышенная цифра», - уверен народный учитель России, член комиссии по развитию образования Общественной палаты Ефим Рачевский.
Сейчас обновление педагогических кадров менее 1% в год. «Выпускная способность, если можно так выразиться, педагогических вузов - 50-70 тыс. человек, то есть примерно 5-7% учителей. Предполагаю, что именно такая селекция может произойти за счет ближайшей аттестации.
  Планы отсечь сразу 20% может иметь только самоубийца», - заявил « МН » ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
  Аттестация также завязана на громкий зарплатный проект, который предусматривает в зависимости от региона либо повышение зарплаты на треть, либо доведение ее до средней по экономике каждой конкретной области . В общественном сознании, в том числе благодаря предвыборной активности «Единой России», сложилось мнение, что повышение коснется всех без исключения российских педагогов. Однако это не так , и справедливости ради напомним, что и премьер Владимир Путин, еще в апреле презентуя этот проект, уточнял, что зарплата вырастет только у тех учителей, которые подтвердят свою высокую квалификацию. Подтвердить качество своей работы педагоги смогут как раз через аттестацию. Безусловно, ставить оценку каждому педагогу будет школьное начальство, однако этот механизм позволит сэкономить на «путинских надбавках».
   Изначально требования к компетенциям учителей при переаттестации в регионах были еще строже, но профсоюзам удалось отстоять не столь «драконовский» вариант. Но в любом случае получить и подтвердить высшие разряды смогут намного меньше учителей, чем сейчас, - заявил « МН » эксперт, участвовавший в подготовке аттестационных материалов. И Меркулова, и Ушаков обвиняют разработчиков программы переаттестации и чиновников в желании завалить учителей бумажной работой и собирании всевозможных справок. Именно это больше всего возмущает педагогов, судя по бурному обсуждению в блогосфере и форумах . Константин Ушаков рассказывает, что на подготовку к аттестации у хорошего учителя может уйти 2-3 месяца, а сам он «полностью выбит из работы».
По словам Галины Меркуловой, главный минус новой аттестации – в субъективности оценки педагога на предмет соответствия его своей должности. «Хотя список критериев занимает полторы страницы, работу учителя сложно оценить, недаром же говорят, что оценка его работы отложена по времени. Нельзя сразу сказать, как он повлиял на своего ученика, - утверждает профсоюзный деятель.
«Аттестация встречается во многих профессиях, она нужна, поскольку призвана не пропустить низкоквалифицированные кадры, дать дорогу молодым и горящим. Однако у меня есть сомнения, что чиновники справятся со своей задачей. На мой взгляд,аттестация педагогов – дело независимых экспертов», - считает Константин Ушаков
Источник: газета «Московские Новости»

Комментариев нет:

Отправить комментарий