пятница, 3 сентября 2010 г.

О профессиональном выгорании

Неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности, отсутствие признания труда со стороны учеников и коллег, вечная нехватка денег особенно когда нет других интересов, кроме работы, могут приводить к феномену сгорания. Суть его заключается в чрезмерной усталости, потере интереса к результатам своего труда из-за физического, духовного и эмоционального истощения. Впервые о феномене сгорания заговорили западные исследователи. Один из них считает, что одной из пагубных причин, ведущих к сгоранию, является позиция человека, поставленного на «пьедестал». И в педагогическом , и в общественном сознании существует установка: мы желаем видеть в школе Учителя с большой буквы, достойного восхищения и подражания. Позиция на «пьедестале» разрушительна для учителя. Она предполагает соответствие не просто высоким, а очень высоким требованиям. А это значит: отсутствие права на ошибку, постоянное напряжение физических и духовных сил, изматывающая боязнь не оправдать ожиданий, возлагаемых окружением.


Чтобы преодолеть феномен сгорания, учитель просто обязан, считают психологи , иметь другие увлечения, кроме работы. К тому же, если среди его друзей окажутся представители других профессий, будет возможность восполнять свои жизненные и информационные ресурсы. Учителю вредно все время сдерживать себя. Надо выговариваться, делиться с окружающими своими переживаниями. В особенно напряженные дни полезно переключаться надела, доставляющие удовольствие. И награждать себя! Может быть, шоколадкой, а может быть, посиделками в приятной компании. Если чувствуете, что кругом плохо и не везёт, идите к людям! Но только к тем, с кем вам хорошо.

По материалам «Учительской газеты».

Комментариев нет:

Отправить комментарий