Loading...

среда, 15 сентября 2010 г.

Взаимоотношения учителей и родителей школьников

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 февраля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Большинство участников опроса (69%) убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний. Особенно часто разделяют эту установку те, у кого в близком окружении есть дети, посещающие школу, родители, дедушки и бабушки, другие близкие родственники школьников (в дальнейшем родители; 74% ответов в этой группе).

17% участников опроса придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания (среди родителей 18%). Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов (среди родителей 8%).

Практически общепринятым является мнение, что родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка. Это главный довод против того, чтобы критиковать школьных педагогов в присутствии детей. С точки зрения 71% россиян (77% родителей), этого не следует делать ни при каких обстоятельствах. Аргументируя свою точку зрения (в ответах на открытый вопрос), эти респонденты говорили: нельзя `ронять статус учителя в глазах ребенка`; `не стоит унижать учителя`; `зачем подрывать авторитет`; `и так репутация учителей не на высоте` и т.п. (40% от всех опрошенных). На взгляд некоторых, подобное `табу` на критику в присутствии ребенка распространяется не только на учителей, но и на всех взрослых: `взрослых при детях ругать непедагогично`; `возраст не позволяет, дети еще не выросли до этого` (11%).

Значительно реже (13% респондентов по выборке) высказывалось альтернативное мнение, согласно которому в определенных случаях позволительно критиковать учителя при ребенке (среди родителей это мнение распространено так же, как и среди тех, у кого нет детей-школьников). Объясняя свою позицию, эти респонденты, как правило, говорили о случаях грубого, недопустимого поведения учителя: `если учитель позволил себе лишнее, например ударить ребенка`; `если учитель сам перешел все грани дозволенного, унизил ребенка перед классом, учинил самосуд`; `в случае, когда учитель категорически не прав` и пр.

Авторитет учителя в вопросах воспитания детей для россиян в целом достаточно высок. Так, по убеждению половины респондентов (55% родителей), в тех случаях, когда у родителей возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или другому учителю школы. Противоположной точки зрения что этого делать не следует придерживаются 30% опрошенных (32% родителей). Мнение жителей столицы по данному вопросу заметно отличается от мнения россиян в целом: 38% москвичей полагают, что в описанной ситуации будет правильным обратиться к учителю, а 40% убеждены, что этого делать не стоит.

Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. В этом, на взгляд россиян, бывают виноваты как учителя, так и родители большинство (60%) респондентов отказались назвать `типичного виновника` возникающих разногласий. Мнения остальных распределились почти поровну: 17% опрошенных полагают, что в конфликтных ситуациях чаще бывают виноваты учителя; 23% что родители.
Ирина Шмерлин
bd.fom.ru/report/map/d070824

Комментариев нет:

Отправить комментарий