четверг, 30 сентября 2010 г.

Новый закон об образовании.

 Прошли парламентские слушания проекта нового закона об образовании. В частности, в законе впервые снято ограничение нижней границы заработной платы учителя, даже убрано примечание `не ниже установленной в стране минимальной заработной платы`.


С ГОДОМ УЧИТЕЛЯ ВАС! С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!

Незачет по образованию
Поставили депутаты новому законопроекту
Светлана Сметанина

Проект закона `Об образовании` нуждается в серьезной доработке. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний, организованных Советом федерации. По этой причине внесение его в Госдуму перенесено с сентября на декабрь.

Предыдущий закон `Об образовании` был принят в июле 1992 года и для своего времени считался вполне прогрессивным и демократичным. Но за годы действия он неоднократно подвергался `перезагрузке`: в Госдуму поступило более 200 законодательных инициатив, направленных на изменение этого документа. Порядка 60 из них были приняты в виде дополнительных законодательных актов. Между тем, как известно любому программисту, если в программу внести слишком много изменений, она перестает работать. Кроме того, сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. И новый закон должен обеспечить этому процессу своего рода юридический фундамент.

Министерство образования и науки основательно подошло к задаче: вместо первоначальных восьми разделов сегодня в законопроекте их уже 20. В частности, отдельные главы посвящены дошкольному и профессиональному образованию, правам обучающихся и их родителей, статусу педагогического работника. Правда, в результате из-за излишней детализации законопроект превратился `в подробную инструкцию по осуществлению образовательной деятельности`, по выражению принимавшего участие в парламентских слушаниях вице-президента Торгово-промышленной палаты Владимира Исакова. Да и остальные выступавшие жаловались, что документ написан таким сложным языком, что даже юристам его непросто понять, а где уж это сделать родителям и учителям. Но если разработчики проекта планировали таким образом избежать большого количества поправок, они просчитались. Их пришло более 600, а занимают они 400 страниц.

В числе главных претензий к законопроекту, высказанных депутатами и экспертами, - необоснованная ликвидация начального профессионального образования, непрописанный социальный статус учителя и вопрос о малокомплектных школах. В частности, в законопроекте предлагается закрывать такие учебные заведения не по воле схода жителей, как сегодня, а по решению местного депутатского корпуса. Спикер Совета федерации Сергей Миронов назвал этот пункт очередным наступлением на малокомплектные школы. Представители регионов, участвовавшие в слушаниях посредством телемоста, тоже говорили об этом. Во многих субъектах федерации практически половина школ - малокомплектные. Местные власти сегодня остались с этой проблемой один на один. По требованию Минобрнауки они вынуждены закрывать такие школы, которые слишком дорого обходятся бюджету. И при этом как-то решать проблемы остающихся без работы учителей.

Еще одна острая проблема - социальные гарантии школьному педагогу. `Верхнюю планку учительского оклада закон не ограничивает, а почему ничего не сказано про нижний предел? Он должен быть ограничен хотя бы МРОТом`, - считает Виктор Шудегов, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. Кроме того, по мнению депутата, прописанное в законе право учителя на внеочередное получение жилья необходимо дополнить правом получения льготного кредита в банке на покупку жилплощади.

Отсутствие в новом законопроекте начального профессионального образования также признано неудачным новшеством. И хотя выступавший на слушаниях замминистра образования и науки Иван Лобанов уточнил, что имеется в виду объединение начального и среднего профессионального образования, сторонников сохранения системы ПТУ в ее нынешнем виде это не убедило.

Не устраивает парламентариев и такая новация, как фактическое приравнивание колледжей к институтам. По новому законопроекту и те и другие будут готовить бакалавров, обычных и прикладных. По мнению Виктора Шудегова, это создает возможность для произвола чиновников, которые по своему усмотрению будут переводить институт в колледж и обратно. Он предлагает оставить все как есть.

Жаркие споры вызвало записанное в законопроекте право родителей отдавать ребенка в дошкольное учреждение с двухмесячного возраста. `Мы создаем прецедент для обращения в суд, - считает Галина Финашина, представитель Законодательного собрания Владимирской области, - поскольку условия для работы с такими маленькими детьми сегодня есть только в Москве`. Многие выступавшие из регионов просили более четко прописать в законопроекте право на бесплатное дошкольное образование. Кстати, в новом варианте почему-то отсутствует право родителей на обучение ребенка в семье, что разрешалось прежним законом. Также не упоминается и экстернат.

Впрочем, раз внесение законопроекта в Госдуму перенесено на конец года, есть надежда, что хотя бы часть предварительных замечаний в итоговом варианте будет учтена.
(`Известия`)


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий