суббота, 15 января 2011 г.

Жестокости детей боятся даже взрослые


Это про Украину. А у нас не так?

rg.kiev.ua/page5/article20211/
Это случилось на перемене между уроками. “На колени, в грязь!”, — командовала одна старшеклассница другой. — Извиняйся!” Когда школьница, вина которой была лишь в том, что у нее бедные родители, отказалась выполнять это, одноклассницы повалили ее и избили. За сценой наблюдали другие ребята. Никто не удосужился вступиться за несчастную. Снимали все это на мобильные телефоны.

ИСТОРИЯ произошла в Донецке. В Киеве кухонным ножом 12-летнюю девочку зарезал ее 14-летний приятель. В Краснодоне трое подростков забавы ради убили двух пенсионеров. Ни крики, ни слезы стариков не тронули их...

Более 15 тысяч преступлений с участием несовершеннолетних было совершено в Украине в прошлом году. Агрессивности подростков боятся даже взрослые! Более трех тысяч малолетних преступников было зафиксировано среди учеников школ, лицеев, гимназий. Из учащихся ПТУ, колледжей и техникумов таких 1385. На третьем месте — работающая молодежь (106 человек).

— Откуда в них такая жестокость? — спрашиваю заместителя директора Института психологии имени Григория Костюка Национальной АПН Украины, доктора психологических наук Сергея Болтивца.

— Факторов много, — отвечает Сергей Иванович. — Один из них — насилие над детьми в семье. Наш институт недавно закончил научно-исследовательскую работу “Психологическая помощь детям, которые страдают от насилия в семье”. Ее данные еще нигде не публиковались. Ваша газета — первая.

— Спасибо. В чем причины того, что драки в классе, издевательства над животными и пожилыми людьми сегодня чуть ли не в моде? Дети подражают морали некоторых взрослых “Прав тот, кто сильнее?”

— Идеи о всемогуществе физической силы в сознание детей вливаются с телеэкранов. Сюжеты таких фильмов обычно примитивны, в словах “героев” нет и намека на милосердие. Если в семьях детей не учат быть добрыми, милосердными, то им ничего не остается, как при удобном случае пускать в ход кулаки. Примеры дружбы, толерантности, защиты слабых обязаны показывать родители. Ведь дети их копируют во всем.

— “Дай сдачи!” — учат иные мама или папа. А кое-кто приходит в класс и лично расправляется с обидчиком своего ребенка.

— Это не метод. Я вообще не советовал бы родителям вмешиваться в детские конфликты, если, конечно, здоровью ребенка не грозит опасность. Лучше, чтобы ребята сами решали кто прав, кто виноват. Тем более что родители не всегда объективны. Им и самим не надо унижать детей. Представьте, какие чувства зреют в детской душе в эти моменты.

Жестокое обращение с детьми — большая проблема государства и каждой семьи в отдельности. К пострадавшим детям можно отнести и тех, кто не получает образования, не имеет жилья, попрошайничает, попадает в трудовую и сексуальную эксплуатацию. Пройдя через такое пекло, ребята становятся похожими на своих мучителей.

А сегодня эта проблема еще более обострилась. В стране стало намного больше малоимущих и неполных семей, выездов родителей на заработки за границу, неконтролируемой пропаганды культа силы. Кроме социально-экономических причин, есть и психологические. Это особенности подросткового возраста. Ребята пытаются самоутвердиться. Порой это происходит путем издевательств над другими.

— За последние годы количество обращений родителей к детским психиатрам по поводу агрессивности ребенка возросло чуть ли не в пять раз. А первый опыт насилия они получают в семье.

— И в школе тоже. Я и сам удивился, когда узнал, насколько изобретательны мамы, папы, учителя в придумывании разных видов унижения маленького человека. Это побои, постановка в угол, лишение любимого занятия, отдыха, раздевание мальчика или девочки догола перед другими в школе-интернате, напоминание при ребятах о недостатках ученика, разглашение в классе особенностей жизни его семьи. Тот же запрет пойти в туалет среди урока — страшное издевательство. А разделение класса на “любимчиков” и “изгоев”, повышенный тон учительницы, суровая дисциплина, которая держится на страхе, а не на интересе к учебе? Не меньшие травмы ребенку причиняют насмешки над его прической или одеждой, сдергивание украшения с девочки, насильное подстригание мальчику длинных волос и так далее.

— Бывает, завышенные оценки педагоги ставят тем ребятам, которые ходят к ним на дополнительные платные занятия.

— Это тоже средство психологического давления на нелюбимчиков. Не говорю уж об обидных прозвищах, которыми награждают учеников в классе, а педагог детей не останавливает. Бойкот ребенка одноклассниками — одна из жесточайших пыток. Не случайно некоторые подростки, доведенные до отчаяния, кончают жизнь самоубийством. Или становятся на путь мщения, связываясь с преступными группировками.

— А мы-то думаем, что у них счастливая пора детства...

— За каждым случаем — реальные судьбы. Поэтому родителям, учителям, школьным психологам, социальным педагогам необходимо более вдумчиво работать с детьми, осмысленно разрабатывать предупредительные меры, чтобы уменьшать влияние негатива на ребенка.

Проблема осложняется и тем, что часто дети стыдятся или боятся рассказывать об издевательстве над ними, никуда за помощью не обращаются или, что еще хуже, считают такое положение вещей нормой. Ведь за всю свою короткую жизнь они не видели другого к себе отношения. Не знают дети и своих прав. Часто о них не ведают даже родители.

В нашем исследовании есть рекомендация для работников государственных органов, в том числе для работающих с детьми и подростками, пострадавшими от насилия, и для родителей. Надо сделать так, чтобы дети росли в обстановке любви и спокойствия. Тогда в них никогда не проснется агрессия.
 
Татьяна ХЛЕБНИКОВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий