Loading...

понедельник, 17 января 2011 г.

Российские подростки цели учиться перед собой не ставят

Е. Бунимович: "Российские подростки цели учиться перед собой не ставят"
МОСКВА | 14.01.2011
В Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (НИУ-ВШЭ) состоялась встреча руководства и преподавателей вуза с председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. Автономный статус, полученный ВШЭ в конце 2010 года, дает вузу новые возможности в сфере управления, организации учебного процесса, финансово-хозяйственной деятельности. "Мы предлагаем создать на базе Высшей школы экономики и Российской академии госслужбы независимую экспертную площадку с участием экспертов Правительства РФ и в течение 2011 года совместными усилиями подготовиться к следующему этапу осуществления программы развития экономики страны до 2020 года", - заявил В. Путин.
На встрече с главой правительства были озвучены результаты международного исследования, проведенного с участием ВШЭ. Согласно ему, российские четвероклассники читают лучше сверстников из других стран. Однако, по экспертным оценкам, навыки, сформированные у школьников к шестому классу, практически не меняются к девятому. Такая ситуация возникла, по мнению специалистов, в том числе потому, что отечественная система дополнительного образования стала платной и потому недоступной для большинства россиян.
Эксперты ВШЭ считают, что необходимо определить в стране слабые учебные заведения и направить в них молодых и талантливых педагогов. Это позволит "подтянуть" слабые школы до "приемлемого" уровня. В ответ Путин заявил, что нужно очень внимательно отнестись к механизму реализации этой "революционной идеи", ведь государство несет социальные обязательства перед всеми учителями без исключения.
По данным ВШЭ, 88% россиян убеждены в необходимости получения высшего образования, однако в стране не так много каналов самореализации для выпускников вуза. Существует дисбаланс между количеством необходимых специалистов и реальными рабочими местами, требующими высокой квалификации. Многие выпускники не работают по специальности. Кроме того, в вузы поступают абитуриенты, не способные и не всегда желающие осваивать вузовскую программу в полном объеме. Примерно 40% из 7 млн студентов, несмотря на желание, учиться не могут из-за отсутствия базовых знаний. Одно из возможных решений, прозвучавших в ходе встречи, – введение прикладного бакалавриата. Чтобы получить практические навыки по выбранной специальности, студенту достаточно будет проучиться два года. Далее он может или закончить обучение, или продолжить учиться на протяжении двух лет для получения статуса академического бакалавра (то есть пройти четырехлетний курс обучения).
На встрече с В. Путиным прозвучала еще одна инициатива - сократить количество бюджетных мест в вузах, особенно на юридические, экономические и управленческие специальности. По мнению ВШЭ, слишком много средств из государственного бюджета тратится на обучение неспособных работать выпускников. Сокращению бюджетных мест должны подвергнуться и педагогические вузы, где зачастую учатся студенты, которые не могут заниматься преподавательской деятельностью.
С этой позицией не согласен Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. В интервью корреспонденту АСИ эксперт отметил, что сокращать бюджетные места можно, если они будут переданы, например, в пользу будущих врачей. "Если же это просто попытка экономить на образовании, то это не то направление развития учебного процесса, в котором нам нужно двигаться", - заявил Е. Бунимович. По его мнению, "наши компании и корпорации должны сообщить, какие высококвалифицированные специалисты им нужны".
Эксперт добавил, что не поддерживает идею о том, что в России слишком много людей с высшим образованием. По его словам, это утверждение идет вразрез с мировыми трендами. Так, технологически передовые страны (например, Япония) высказывают заинтересованность в переходе на всеобщее высшее образование. "Если мы не хотим остаться нефтяным и газовым придатком, если хотим конкурировать в области образования и новых технологий (пока мы на это еще способны), то нас должно интересовать развитие системы высшего образования", - заметил эксперт. Он добавил, что главной особенностью инновационной экономики должно стать создание не "научного городка", а широкого класса высокообразованных специалистов в разных областях науки.
Бунимович не согласен с тем, что молодые и талантливые педагоги способны "поднять" слабые учебные заведения, даже если молодежь будут "командировать группами". По его словам, преподаватели, которые обучились в престижном вузе и получили хорошее образование, будут отторгаться педагогическими коллективами учебных заведений, в которых они вынуждены будут работать. "Уровень образования в наших школах можно повысить, если сами учащиеся этого захотят, если им будут нужны не просто "документы об окончании", а знания", - считает Бунимович. По его мнению, российские подростки цели учиться перед собой не ставят. Они не верят в то, что их жизнь, карьера будут связана с качеством полученного образования
.
http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_webpages/B62CF8F69321E38BC3257817004C9285Rus

Комментариев нет:

Отправить комментарий